• Россия
    • Ростовская область
    • Краснодарский край и Республика Адыгея
    • Юг России
    • Статьи
    • Детали
    • Мнения
    • Культура
    • Туризм
    • Афиша
    • Health and Life
    • О «Бизнес-газете»
    • Реклама

Коммерческое обозначение: теория и практика

 СТАТЬИ  | 16 август, 10:15
Поделиться в соцсетях:
Цель использования коммерческого обозначения - индивидуализация предприятия - субъекта предпринимательской деятельности - через создание неповторимого, оригинального, известного на определенной территории словесного обозначения
Цель использования коммерческого обозначения - индивидуализация предприятия - субъекта предпринимательской деятельности - через создание неповторимого, оригинального, известного на определенной территории словесного обозначения (наименования). Коммерческое обозначение индивидуализирует предприятие, но не как участника гражданского оборота, а как объект гражданских прав, имущественный комплекс.

По данным Олега Проскурина, руководителя практики по интеллектуальной собственности и электронной коммерции Jbi group, примерами коммерческих обозначений могут служить «Золотой колос» - выступает в гражданском обороте от имени ИП, но всем известна донская кондитерская «Золотой колосс», или «Тавр» - лидер мясоперерабатывающей отрасли Юга России, представляющий собой группу компаний. Мы все знаем эти компании по их звучному коммерческому обозначению, которое они также реализовали в качестве товарных знаков.

Признаки коммерческого обозначения

Наличие достаточных различительных признаков, т. е. таких признаков, которые позволяют отличить предприятие среди множества других, достоверно идентифицировать предприятие.
Известность - коммерческое обозначение должно быть известным в границах определенной территории, как правило, той, на которой располагается и действует предприятие.

Особенности механизма защиты права на коммерческое обозначение

Согласно Гражданскому кодексу РФ, коммерческие обозначения не нуждаются в регистрации, не подлежат внесению в ЕГРЮЛ и учредительные документы, в отличие от фирменного наименования. Не существует и официального специализированного реестра для коммерческих обозначений, не выдается свидетельство или иной официальный документ, подтверждающий право использования коммерческого обозначения и возможность его защиты (это позволяет сэкономить временные и материальные ресурсы). Соответственно, правовая охрана коммерческого обозначения ставится в зависимость от наличия и сочетания двух признаков: использования коммерческого обозначения и известности его в силу этого на определенной территории. Факт наличия этих признаков может устанавливаться только в процессе правоприменительной практики, подтверждаться в каждом конкретном случае с использованием любой информации о деятельности юридического лица (рекламные, печатные материалы, переписка с контрагентами, официальные документы, счета, акты, договоры и т.д.). Это так называемое «досье коммерческого обозначения».

Ограничения в использовании права на коммерческое обозначение

Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Нарушитель изложенных правил обязан по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.

Таким образом, при столкновении прав на различные средства индивидуализации, используется принцип старшинства права.

Возможность закрепить права на свое коммерческое обозначение «на бумаге»

Различные организации и патентные поверенные предлагают услуги по регистрации в специальном негосударственном реестре коммерческих обозначений за определенную плату с последующей выдачей свидетельства (например, "Реестр российских коммерческих обозначений"). Важно отметить, что действия таких организаций не основаны на нормах закона, вышеуказанные реестр и свидетельства не могут использоваться в качестве доказательств обладания исключительным правом на коммерческое обозначение.

Единственным легальным способом является «косвенная» регистрация коммерческого обозначения в качестве предмета договора коммерческой концессии. Ну и, конечно, наиболее защищенным с правовой точки зрения средством индивидуализации, является зарегистрированный товарный знак.


ДРУГИЕ НОВОСТИ

  • Краснодарский край признан одним из лидеров в РФ по цифровизации поддержки МСП

  • Оборот предприятий общепита Кубани вырос на 14% в январе–октябре 2025 года

  • Число туристов из Китая в Краснодарском крае может увеличиться на 15%


Читайте «Бизнес-газету» в Yandex Zen, чтобы первыми узнавать главные деловые новости Ростова-на-Дону и региона.

Поделитесь этой новостью в соцсетях:



РЕКЛАМА


СПЕЦПРОЕКТЫ


Цифровой рывок России: как ИИ меняет граждан, государство и бизнес на Юге России

02.12.2025 14:18
Эксперты Сбера поделились мнением о влиянии ИИ на развитие государства и бизнеса на Юге России.

В Ростове прошел цикл лекций о применении ИИ в креативном развитии региона

29.10.2025 18:25
Представил цикл лекций председатель Совета директоров банка «Центр-инвест» д. э. н., профессор В. В. Высоков.
Мнения | Детали | Лайфхаки
Диджитал | Статьи

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

ГигаЧат обучился в аграрном вузе на 8 факультетах и успешно сдал выпускной экзамен

07.11.2025 16:10

GigaChat на ПМЭФ-2025: технологии искусственного интеллекта Сбера помогут всем гостям и участникам форума

17.06.2025 18:15

Чат-бот T2 помог клиентам более 35 миллионов раз

29.05.2025 20:15

Все новости компаний


© 2012—, «Бизнес-газета»

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с гиперссылкой на медиа-портал «Бизнес-газета».
Сообщения и материалы информационного агентства «ТЭГ» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.03.2020 за номером ИА № ФС 77-78180) сопровождаются пометкой «ТЭГ»

Политика конфиденциальности.