![]() |
|
---|---|
SMSpam. Конец эпохи СТАТЬИ | 24 январь, 12:53
![]() Проект поправок в закон «О связи», внесенный в Госдуму в 2013 году, должен урегулировать вопрос нежелательного контента, получаемого абонентами сотовых операторов. Изменения, предлагаемые зампредом комитета Совета Федерации по законодательству Русланом Гаттаровым, позволят операторам блокировать SMS-спам. Согласно проекту поправок, оператор получит полномочия блокировать доставку нежелательных сообщений, отправляемых с того или иного номера. По словам г-на Гаттарова, поправки дают также возможность потенциальным спамерам «заключить договор с оператором и доказать, что они имеют право на это, то есть, что у них есть согласие на то, чтобы рассылать эту информацию».
Благими намерениями Новый закон, по мнению экспертов, способен нанести рынку мобильной рекламы значительный урон. Так, в 2012 году аналитики оценивали объем рынка рекламы, отправляемой Большой Тройкой своим абонентам, в границах $60,8 млн. К 2015 году, по оценкам аналитиков, если закон «О связи» не внесет свои коррективы, российский рынок увеличится до 215,8 млн. долл. Эксперты J’son & Partners Consulting выделяют самый большой сегмент рынка — рекламу в сообщениях, которая занимает 60% рынка мобильной рекламы. Рассылки занимают максимальную долю среди всех мобильных рекламных каналов и в структуре доходов операторов от мобильной рекламы. По мнению экспертов ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), рынок мобильной рекламы только выиграет от введения нового закона — с точки зрения прозрачности предоставления услуг и общего подхода. «Сейчас важно преодолеть кризис роста и вывести это направление на качественно иной уровень — чтобы абоненты получали по-настоящему нужную информацию, на получение которой они давали согласие, — комментирует исполнительный Директор Ростовского-на-Дону филиала ОАО „ВымпелКом“ Андрей Титоренко. — Мы принимали участие в консультациях по разработке законопроекта, подготовленного Советом Федерации по борьбе с SMS-спамом. Мы рассчитываем, что законопроектом будет установлена возможность блокировки спам-рассылок и критерии их определения, что даст новый импульс для роста рынка добросовестной мобильной рекламы». Своими руками Не дожидаясь законодательного регулирования вопроса нежелательного контента, операторы начали применять собственные меры. Так, ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (бренд «МТС») в начале 2013 года разработало программу по борьбе с мошенничеством и спамом — внедрила автоматизированную систему «Антиспам», снизившую на порядки объем мошеннических SMS-рассылок и спама внутри собственной сети, а также оператором были запущены услуги SMS Pro и «Черный список», которые позволили пользователям самостоятельно блокировать нежелательные SMS. «Абоненты МТС также получили возможность пересылать жалобы на спам и мошенничество на короткий номер 1911. Запуск этих сервисов более чем в 10 раз увеличил число блокируемого SMS-спама, однако проблема спама оставалась актуальной, особенно в октябре и ноябре 2013 года, когда МТС зафиксировала более чем двукратный рост числа входящих SMS-рассылок рекламного характера из сетей других операторов связи РФ», — комментирует Сергей Ласкавый, директор компании МТС на Юге. С июля 2013 года оператор приступил к переводу рекламных и информационных SMS на свою сеть, заключая прямые договора с распространителями и агрегаторами SMS, в рамках которых оператор получил возможность проверять наличие согласия абонентов на получение рекламных SMS. В целях дальнейшей борьбы с несанкционированными рассылками со 2 декабря 2013 года МТС полностью заблокировала неконтролируемый SMS-трафик с коротких и буквенно-символьных номеров. Оператор зафиксировал сокращение количества рекламных SMS с признаками спама примерно до 200 млн в декабре с порядка 940 млн в ноябре и 800 млн в октябре 2013 года. В результате предпринятых МТС мер, количество жалоб абонентов на спам и мошенничество сократилось в декабре 2013 года в 4,5 раза по сравнению с предыдущим месяцем. Tele2 AB (бренд «Tele2») с 11 ноября 2013 года также начала блокировать несанкционированные рассылки с коротких номеров, владельцы которых не заключили договор с оператором или с SMS-агрегатором, имеющим с Tele2 договорные отношения. «Этот шаг позволит пропускать весь трафик через системы Tele2, обеспечивающие качественную фильтрацию сообщений и максимальную защиту абонентов», — комментирует региональный управляющий директор Tele2 Ростов-на-Дону Вячеслав Козин. «ВымпелКом» совместно с SMS-агрегаторами создали базу данных об отправителях SMS, замеченных в распространении спама. База данных позволяет партнерам не допускать переподключение недобросовестных рекламораспространителей друг к другу. «С декабря 2013 года для клиентов работает единый номер 1888. В течение 48 часов будет произведена отписка от получения сообщений данного отправителя, как оператором «Билайн», так и всеми SMS–агрегаторами, поддерживающими инициативу оператора по борьбе со спамом. Новый канал предназначен для получения информации от самих абонентов о номерах и примерах получаемых спам-сообщений для статистики, аналитики. С введением данного канала коммуникации, у абонентов появилась возможность сообщать о номерах, рассылающих сообщения рекламного и мошеннического характера, с целью дальнейшей проверки оператором», — сообщил Андрей Титоренко. Обратная сторона В конце 2013 года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) приступила к изучению мер борьбы с sms-спамом, принимаемых сейчас мобильными операторами. Действия операторов проверят на предмет соответствия антимонопольному законодательству. Нынешние меры, предпринимаемые мобильными операторами, не редко становятся причиной блокировки смс от банков или, к примеру, службы заказа такси. Также компании-заказчики смс-рекламы начали активно оспаривать законность блокировки их рекламы. В Tele2 заявляют о том, что ни одной официальной или устной жалобы от компаний, рассылающих SMS абонентам, оператор не зафиксировал. «Мы сотрудничаем с крупнейшими SMS-агрегаторами», — подчеркнул Вячеслав Козин. Как комментируют в МТС, основанием для претензий по поводу блокировки рассылки может быть только наличие прямого договора с оператором на организацию SMS-оповещений. «В случае отсутствия подобного договора компания, рассылающая абонентам МТС рассылки, не имеет права оспаривать действия оператора. МТС тщательно проверяет компании, с которыми заключает данные договора, и контролирует их работу со своими абонентами — проверяет наличие согласия абонента на получение соответствующей информации, штрафует недобросовестных отправителей рассылок, а также фильтрует мошеннические SMS», — сообщил Сергей Ласкавый. «Блокировка производится только в том случае, если компания — инициатор рассылки не смогла предоставить документ, подтверждающий согласие абонента на получение данных рекламных материалов, — говорит исполнительный директор Ростовского-на-Дону филиала „ВымпелКома“. — "Билайн" стоит на страже интересов своих абонентов и может блокировать подобное злоупотребление со стороны рассыльщика рекламы, основываясь на договоре. Помимо этого, подобные злоупотребления являются нарушением закона о рекламе. В любом случае, компания — рассыльщик может оспорить данное решение в судебном порядке». Решить вопрос нежелательных блокировок смс-рассылок, по мнению экспертов, возможно, разработав универсальный и максимально четкий алгоритм, отделяющий спам от обычных сообщений. «Блокировки не будет в случае заключения прямого договора с МТС, по крайней мере, без веской на то причины, — комментирует Сергей Ласкавый. — Кстати, переход на прямые договоры обеспечит более качественный сервис по гарантированной доставке и хранению SMS в свете вступающих в силу с 1 января 2014 года требований закона „О национальной платежной системе“. Они предусматривают обязательное информирование банками своих клиентов о каждой транзакции и введение принципа „нулевой ответственности“ клиентов банков по спорным операциям». Сейчас МТС заканчивает разработку специального продукта для банков, чтобы обеспечить хранение отправленных SMS в течение трехлетнего срока исковой давности на сертифицированном оборудовании. Это поможет банкам и их клиентам при разбирательствах в судах. Кроме того, для противодействия мошенническим операциям по банковским картам МТС уже сегодня готов предоставлять банкам с согласия абонентов информацию о расторжении абонентского договора, смене владельца сим-карты и блокировке сим-карты. «Мы полагаем, что в получении такой информации в первую очередь заинтересованы сами банки», — говорят в МТС. Для избежания нежелательных блокировок Tele2 Россия заключила договоры с SMS-агрегаторами, на долю которых приходится более 90% всех легальных рассылок, в ряду которых: уведомления из банков о состоянии счета, сообщения о прибытии такси и т. п. Tele2 планирует развивать систему защиты абонентов от SMS-рассылок, делая ее более персонифицированной, на сегодняшний день клиентам оператора доступна услуга «Черный список», позволяющая избавиться от нежелательных звонков, а также от назойливых SMS и рекламных рассылок, а том числе с коротких и текстовых номеров. «В дальнейшем Tele2 планирует запустить сервис „Белый список“. Пользователь сможет самостоятельно формировать перечень полезных номеров. Отправители, не вошедшие в него, будут заблокированы. Кроме того, Tele2 сформирует единый реестр отправителей, отвечающих требованиям Tele2», — отметил региональный управляющий директор Tele2 Ростов-на-Дону Вячеслав Козин. Блокировки спам-номеров в компании «ВымпелКом» осуществляются при помощи решения SMS-Proof, позволяющего анализировать номера отправителей и подписи в SMS, а также блокировать входящий трафик в случаях, если он признан неправомерным. «С момента внедрения системы, в начале октября 2013 года, было собрано и проанализировано порядка 2 тыс. жалоб на SMS-спам, поступившие от абонентов, — комментирует Андрей Титоренко. — В результате проверки ОАО „ВымпелКом“ заблокировало тех отправителей, которые не смогли предоставить подтверждающие документы о согласии пользователей на получение рекламно-информационных рассылок. В связи с этим, возможность нежелательной блокировки крайне мала». Российские мобильные операторы в борьбе с нежелательным контентом идут, по большому счету, одним курсом. По оценке экспертов, рынок спам-рекламы, распространяемой через мобильные сети, придет в упадок уже в течение ближайших полутора лет. Какая форма навязчивой рекламы заменит короткие сообщения и заменит ли вообще, специалисты сказать затрудняются. ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫИскусственный интеллект поможет в развитии Сочи на благо жителей14.03.2025 23:47
Сбер рассказал о режиме работы с 28 декабря по 9 января27.12.2024 15:09
По этно-хутору Старозолотовскому запустили бесплатный аудиогид17.12.2024 20:14
|