19 сентября на площадке международного инвестфорума «Сочи-2014» ОАО «Мобильные ТелеСистемы» и Администрация Краснодарского края подписали соглашение о стратегическом партнерстве по развитию телекоммуникационных сервисов в регионе. Планируемые инвестиции МТС в расширение инфраструктуры и реализацию инновационных проектов на территории Краснодарского края в 2015–2016 годах составят порядка 7 млрд рублей. Подробнее о планах МТС в эксклюзивном интервью БГ рассказал директор МТС макрорегиона ЮГ Сергей Ласкавый.
— Сергей, в декабре заканчивается эмбарго на развитие 4G на Кубани. Где и когда планируются первые запуски? — Да, действительно, ГКРЧ своим решением в апреле этого года сократило сроки эмбарго до конца 2014 года. Надеемся, что вопрос по использованию 4G-частот будет также решен положительно в ближайшее время. У нас есть конкретные планы, закрепленные выделенными на эти цели инвестициями, и мы планируем их реализовать уже в начале следующего года.
— Что это за планы?— Мы готовы обеспечить сетью «четвертого поколения» все населенные пункты края с населением от 10 тысяч человек. Учитывая, что МТС предоставляет связь для наибольшей части жителей Краснодарского края, для нас важно, чтобы наши услуги были максимально доступны на территории всего региона.
Несмотря на насыщенный телеком-рынок в регионе и высокую конкуренцию, вопрос цифрового неравенства по-прежнему актуален, хотя бы потому, что, во-первых, не все готовы вкладывать деньги в малые города, а во-вторых, не везде есть технические возможности для развития проводного Интернета. А вот для развития сетей 4G, которые дают скорости доступа в Интернет на уровне проводного ШПД, препятствий практически нет. Во всяком случае, для той сети, которая уже построена в МТС, и поверх которой сегодня мы строим LTE.
При позитивном сценарии в случае скорого получения частотных разрешений, мы рассчитываем за год, до конца 2015 года, покрыть LTE 95% территории Краснодарского края.
— Как сейчас развита сеть МТС в Краснодарском крае? — Сетью предыдущего поколения – 3G – покрыто более 95% территории Кубани. Вы знаете, что в 2011 году мы заключали аналогичное инвестиционное соглашение с администрацией Краснодарского края, в рамках которого в сети «третьего поколения» и модернизацию инфраструктуры всей региональной сети было вложено свыше 10 миллиардов рублей.
Но готовая сеть и выполненные обязательства отнюдь не означают остановку развития, тем более, что потенциал сети «третьего поколения» не исчерпан. Эта сеть технически эволюционирует и совершенствуется. Сегодня на большей части территорий края мы применяем технологию высокоскоростного доступа в Интернет на двух несущих. Эта технология дает возможность обеспечивать в сети 3G скорость передачи данных до 42 мегабит в секунду.
— Вы упомянули о прошлом соглашении. Что было запланировано в рамках прошлого инвестиционного меморандума между Администрацией Кубани и МТС в Краснодарском крае? — Три года назад нашей основной целью было развитие сетей 3G. Могу сказать, что все свои обязательства мы выполнили в полном объеме: МТС расширила пропускную способность сети в несколько раз, удвоила количество базовых станций мобильного интернета и увеличила протяженность ВОЛС на треть до 11 200 километров.
— Означает ли подписание такого соглашения какие-то преференции, которые будет
оказывать правительство бизнесу МТС? — О каких-либо преференциях речи не идет. Для МТС это соглашение — подтверждение того, что местные власти понимают значимость развития уровня телекоммуникационного обеспечения для развития региона в целом.
Для администрации – это уверенность в том, что в ближайшие годы МТС сохранит темпы активного развития телеком-инфраструктуры в Краснодаре.
— В начале года вы заявляли, что собираетесь вложить в развитие сети LTE 2 млрд рублей. Почему вы решили увеличить инвестиции? Не боитесь, что инвестиции не окупятся? — Мы увеличили инвестиции, поскольку Кубань является привлекательным регионом для инвестирования и показывает высокую отдачу вложенного капитала.
Плюс мы ожидаем, высокий уровень востребованности сетей LTE в регионе на основе анализа показателей в тех регионах Юга, где сеть 4G у нас уже работает.
Немаловажным фактом является рост доступности устройств с поддержкой LTE. Еще в прошлом году таких гаджетов в продаже было 2-3, теперь их более 40 и есть вполне бюджетные, в том числе наши брендированные устройства. Очевидно, если есть спрос и желание потребителя, его нужно удовлетворить. Напомню также, что МТС в Краснодарском крае – очевидный лидер рынка, и мы ощущаем высокую планку ожиданий потребителей и обязательств перед нашими абонентами.
— Раз мы уже заговорили о гаджетах: МТС в начале года являлся крупнейшим операторским ритейлером в России. Сохранил ли он свои позиции в текущем году и планируется ли развивать сеть в 2015 году? — Сегодня у нас в России сформирована сбалансированная розница, включающая как собственные салоны, так и франчайзинговые. Краснодарский край – один из тех регионов, где количество салонов продолжает увеличиваться. При этом у нас нет цели достигнуть какого-то определенного количества салонов.
Мы оцениваем эффективность работы розничной точки по ее ежемесячным показателям, и затем принимаем решения по дополнительному развитию сети, релокациям, мерам для повышения эффективности продаж в каждом конкретном салоне.
Розница – это стратегический инструмент для оператора. Продавая устройства, мы увеличиваем потребление мобильных сервисов, которые обеспечиваются современными услугами передачи данных. Помимо устройств ведущих вендеров, мы продвигаем через розницу и собственные брендовые гаджеты: смартфоны и планшеты. Причем именно брендированные устройства зачастую являются лидерами продаж благодаря удачному сочетанию невысокой стоимости и характеристик, аналогичных премиум-брендам.
— Как вы оцениваете предварительные итоги инициативы государства позволить абонентам менять оператора с сохранением номера? Какая фиксируется миграция? — Миграция есть, но она крайне незначительная, и не влияет на рыночные показатели операторов. При этом именно МТС имеет самый лучший показатель среди операторов «большой тройки» по общему абонентскому оттоку, порядка 9%. При прочих равных от нас уходит меньше клиентов.