• Россия
    • Ростовская область
    • Краснодарский край и Республика Адыгея
    • Юг России
    • Статьи
    • Детали
    • Мнения
    • Культура
    • Туризм
    • Афиша
    • Health and Life
    • О «Бизнес-газете»
    • Реклама

Особенности национальной франшизы

 СТАТЬИ  | 4 август, 17:18
Поделиться в соцсетях:
С 2011 года по 2014 число компаний-франчайзеров в России выросло с 750 до 70 - рост 98% за трехлетний период, тем не менее, компании, представленные на рынке активно расширяют свои сети, а Россия входит в ряд мировых лидеров. На сегодняшний день, по данным Российской Ассоциации Франчайзинга, в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи; объем продаж сетей составляет почти $1,5 трлн, занятость – около 12 млн чел. Франчайзинговые фирмы создают около 13 % ВВП
С 2011 года по 2014 число компаний-франчайзеров в России выросло с 750 до 70 — рост 98% за трехлетний период, тем не менее, компании, представленные на рынке активно расширяют свои сети, а Россия входит в ряд мировых лидеров. На сегодняшний день, по данным Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ), в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи; объем продаж сетей составляет почти $1,5 трлн, занятость — около 12 млн человек. Франчайзинговые фирмы создают около 13% ВВП.

Тенденции

Всё больше проектов упаковывают себя во франшизу и развивают свой бизнес по модели франчайзинга. По мнению Владимира Турмана — ведущего эксперта по коммерциализации инноваций в РФ, научного руководителя НП «Ресурсный Центр Развития Бизнеса», одна из тенденций развития франшизы в России в целом и на Юге в частности — появление большого числа «франшиз-пустышек», которые по своей сути имеют только название, набор оборудования и ничего кроме этого.

«Появляется большое количество проектов, которые под видом франшиз продают завуалированную модель сбыта, то есть когда франчайзер выкупает франшизу и тем самым покупает обязательство ежемесячно приобретать определённый объём продукции именно того производителя, чью франшизу он приобрёл. Появление таких моделей очень негативно влияет на рынок», — говорит Турман.

В свою очередь, с этим сталкиваются потребители, после чего распространяются негативные слухи о рынке и, тем самым, потребители становятся всё более и более разборчивыми в выборе франшиз. Они задают себе вопрос «А реальны ли те цифры, которые заявляет тот или иной франчайзер? Реально ли я могу, как покупатель франшизы, выйти на эти показатели?». Самый главный вопрос, который задаёт потребитель «Какие есть инструменты внутри франчайзингового пакета, который гарантирует мне, что я получу этот сбыт?». Зачастую, по мнению эксперта, внутри франчайзингового пакета не оказывается ничего.

«Впереди будут такие франчайзинговые проекты, которые создают внутри своей бизнес-модели больше инструментов для того, чтобы каждый франчайзи мог в своём регионе привлечь клиентов и увеличить продажи не зависимо от экономических условий в стране, — комментирует Владимир Турман. — Не просто какие-то баннеры с банальным дизайном, которые в одном регионе работают, в другом нет, а активные инструменты привлечения клиентов с гарантией результата, которые будут работать в любом регионе априори. Увеличение объёма продаж, увеличение объёма среднего чека, работы с существующей клиентской базой и так далее».

Таким образом, те франчайзеры, которые в своём франчайзинговом пакете создадут максимальное количество таких инструментов, будут успешны. Региональные представители не будут закрываться, а будут развиваться. И такая франшиза будет получать всё больше и больше клиентов.

Франшиза в кризис

Франшиза становится удобным вариантом в кризис, полагает Анна Губенко, директор PR-агентства PR Partner в ЮФО, директор рекламного агентства «Медиатрон». Свое убеждение эксперт объясняет тем, что франшиза уже проверена и протестирована.

«Если присмотреться, на юге России постоянно открываются точки товарного франчайзинга известных российских и мировых брендов. Особенно много в сфере FMCG: магазины модной одежды, с уже раскрученным именем. Такие как Savage, S.Oliver, Gulliver, Black Star. Очень популярны в регионах франшизы фуд-сервиса. Например, Cinnabon, Шоколадница, Subway, БаскинРоббинс, и конечноже, Макдональдс. Наблюдается тенденция прироста франшиз в бьюти-сфере. Успешно работают популярные салоны красоты, из них ALDO COPPOLA, Chop-Chop и другие», — рассказывает Анна Губенко.

Многие игроки создают предложения о продаже франшиз именно в кризис, это объясняется необходимостью развития и затруднениями с финансированием, когда банковские кредиты становятся недоступными. В этом время на рынок выходят франшизы строительных компаний, и компаний, работающих в сфере услуг. По убеждению экспертов проекта GetBiz, в кризис появляются антикризисные предложения, которые могут навредить рынку.

«Логично, что спрос на франшизы в кризис падает: обычно в начале кризиса владельцы бизнеса больше теряют франчайзи, чем заводят новых. Зато сразу после кризиса спрос на франшизы резко возрастает. Даже в кризис некоторые уволенные с хороших должностей достают накопления и вкладывают их в бизнес», — комментируют в GetBiz.

Для того, чтобы продать франшизу в кризис, владельцы адаптируют ее к меняющейся экономике и осторожности инвесторов. В ярду мер: снижение вступительных взносов, фиксация стоимости франшизы в рублях, отсрочка по оплате роялти. Многие крупные магазины предлагают обратную франшизу (например, «Пятерочка» или «Копейка»).

Обратным франчайзингом называют такую схему коммерческой деятельности, при которой компания-франчайзер передает своим партнерам права на ведение бизнеса под её брендом. При этом франчайзер обеспечивает франчайзи полным ассортиментом товаров согласно агентскому договору. Исключение составляет алкогольная продукция — она должна поставляться согласно договорам поставки. Агентское вознаграждение франчайзи получают по итогам продаж, франчайзер выплачивает им установленный в договоре процент. В России, коммерческие отношения в форме обратного франчайзинга — сравнительно новое «веяние» франчайзингового бизнеса. Но, несмотря на это, многие специалисты утверждают, что именно обратный франчайзинг является наиболее приемлемой схемой для среднего и малого бизнеса. Для франчайзи такая форма взаимодействия с франчайзером предоставляет возможности для значительного снижения собственных затрат на запуск бизнеса. Это обусловлено тем, что у франчайзи нет необходимости оплачивать партию товара, которая необходима для открытия торговой точки.

«Говоря о том, какие франшизы лучше покупать в кризис и стоит ли вообще это делать, нужно отметить вот какой момент: часто „антикризисные“ франшизы начинают продавать мошенники. Для них кризис — традиционно время активизации. Причем многие из них работают как франчайзи: по сути, просто крадут технологию владельца бизнеса. По статистике, работать, поддерживая все требования бренда, и заключать с ним долгосрочный контракт по факту готовы всего 10 процентов инвесторов. Остальные интересуются определенными технологиями», — говорят эксперты GetBiz.

Лидеры рынка

Согласно рейтингу, составленному Аналитическим Департаментом БиБосс.ру, в тройку крупнейших франшиз в 2015 году входят: 33 Пингвина, Subway и ИНВИТРО.

«33 пингвина» — активно развивающаяся сеть всесезонных торговых точек по продаже натурального высококачественного мороженого. Торговая марка появилась на российском рынке в марте 2004 г. С 2006 года «33 пингвина» развивается по системе франчайзинга. Стоимость франшизы 1 000 000 — 5 000 000 руб. 1155 предприятий в сети. 165 городов присутствия.

Subway — сеть американских ресторанов быстрого обслуживания. Франшиза № 1 в мире. Стоимость франшизы 5 000 000 — 9 500 000 руб. 673 предприятия в сети. 129 городов присутствия.

Независимая лаборатория ИНВИТРО — крупнейшая частная компания в сфере коммерческих лабораторных услуг. У компании более 250 франчайзи и высокий процент повторных покупок франшиз: свыше 60% партнеров открыли более одного медицинского офиса. В 2014 году франшиза ИНВИТРО появилась в Казахстане. Стоимость франшизы 630 000 — 3 490 000 руб. 639 предприятий в сети. 275 городов присутствия.

В пятерку крупнейших франшиз также вошли Milavitsa и БЕГЕМОТиК. В ряду известнейших бренодов, вошедших в ТОП-100 франшиз: Крошка Картошка — 6 место, 2ГИС — 8 место, Yves Rocher — 13 место, TELE2 — 14 место, МТС — 15, Пятерочка — 17 место, Лукойл — 20 место, Шоколадница — 40 место, FixPrice — 52 место, Kira Plastinina — 81 место, Золотой/585 — 86 место.

Кликните на изображение, чтобы увеличить


Сообщается, что при составлении рейтинга франшизы оценивались более чем по 30 критериям, в том числе: возраст компании, объем инвестиций, динамика роста сети за последние три года, количество повторных открытий существующими партнерами, количество закрытых предприятий, общее количество открытых предприятий, географическая распространенность, среднее время окупаемости и др. В результате определились 100 наиболее активно развивающихся в России франшиз, которые являются максимально привлекательными с инвестиционной точки зрения. Анкетирование франчайзеров проводилось в апреле—мае 2015 года.


ДРУГИЕ НОВОСТИ

  • T2 усилила сеть в Ростовской области

  • На Кубани с начала года кредитование бизнеса упало на 20%

  • В Ростовской области назначили дату выбора губернатора


Читайте «Бизнес-газету» в Yandex Zen, чтобы первыми узнавать главные деловые новости Ростова-на-Дону и региона.

Поделитесь этой новостью в соцсетях:



РЕКЛАМА


СПЕЦПРОЕКТЫ


Северный Кавказ: инвестиционный ренессанс

29.05.2025 14:33
На Кавказском инвестиционном форуме вице-премьер Александр Новак раскрыл впечатляющие перспективы развития Северного Кавказа, подтвердив статус региона как нового экономического локомотива страны. Несмотря на санкционное давление, инвестиционная привлекательность кавказских республик демонстрирует устойчивый рост, опровергая пессимистичные

Анапскому турбизнесу пророчат коллапс

22.04.2025 12:28
Основная часть путешественников, которые еще не забронировали летние туры, отказываются от отдыха в Анапе из-за отсутствия открытых пляжей. По опросу, проведённому в Telegram-канале АТОР, 72% респондентов указали, что для них возможность купания в море является решающим фактором, и без этого Анапа перестала быть привлекательной для летнего
Мнения | Детали | Лайфхаки
Диджитал | Статьи

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Чат-бот T2 помог клиентам более 35 миллионов раз

29.05.2025 20:15

Сбер проведёт в Ростове-на-Дону «Бизнес-Фест» для предпринимателей

26.05.2025 16:54

Сбер помогает развивать ветеринарный бизнес в Ростовской области

25.04.2025 13:06

Все новости компаний


© 2012—2025, «Бизнес-газета»
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с гиперссылкой на медиа-портал «Бизнес-газета».
Сообщения и материалы информационного агентства «ТЭГ» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.03.2020 за номером ИА № ФС 77-78180) сопровождаются пометкой «ТЭГ»

Политика конфиденциальности.