• Россия
    • Ростовская область
    • Краснодарский край и Республика Адыгея
    • Юг России
    • Статьи
    • Детали
    • Мнения
    • Культура
    • Туризм
    • Афиша
    • Health and Life
    • О «Бизнес-газете»
    • Реклама

Особенности национальной франшизы

 СТАТЬИ  | 4 август, 17:18
Поделиться в соцсетях:
С 2011 года по 2014 число компаний-франчайзеров в России выросло с 750 до 70 - рост 98% за трехлетний период, тем не менее, компании, представленные на рынке активно расширяют свои сети, а Россия входит в ряд мировых лидеров. На сегодняшний день, по данным Российской Ассоциации Франчайзинга, в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи; объем продаж сетей составляет почти $1,5 трлн, занятость – около 12 млн чел. Франчайзинговые фирмы создают около 13 % ВВП
С 2011 года по 2014 число компаний-франчайзеров в России выросло с 750 до 70 — рост 98% за трехлетний период, тем не менее, компании, представленные на рынке активно расширяют свои сети, а Россия входит в ряд мировых лидеров. На сегодняшний день, по данным Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ), в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи; объем продаж сетей составляет почти $1,5 трлн, занятость — около 12 млн человек. Франчайзинговые фирмы создают около 13% ВВП.

Тенденции

Всё больше проектов упаковывают себя во франшизу и развивают свой бизнес по модели франчайзинга. По мнению Владимира Турмана — ведущего эксперта по коммерциализации инноваций в РФ, научного руководителя НП «Ресурсный Центр Развития Бизнеса», одна из тенденций развития франшизы в России в целом и на Юге в частности — появление большого числа «франшиз-пустышек», которые по своей сути имеют только название, набор оборудования и ничего кроме этого.

«Появляется большое количество проектов, которые под видом франшиз продают завуалированную модель сбыта, то есть когда франчайзер выкупает франшизу и тем самым покупает обязательство ежемесячно приобретать определённый объём продукции именно того производителя, чью франшизу он приобрёл. Появление таких моделей очень негативно влияет на рынок», — говорит Турман.

В свою очередь, с этим сталкиваются потребители, после чего распространяются негативные слухи о рынке и, тем самым, потребители становятся всё более и более разборчивыми в выборе франшиз. Они задают себе вопрос «А реальны ли те цифры, которые заявляет тот или иной франчайзер? Реально ли я могу, как покупатель франшизы, выйти на эти показатели?». Самый главный вопрос, который задаёт потребитель «Какие есть инструменты внутри франчайзингового пакета, который гарантирует мне, что я получу этот сбыт?». Зачастую, по мнению эксперта, внутри франчайзингового пакета не оказывается ничего.

«Впереди будут такие франчайзинговые проекты, которые создают внутри своей бизнес-модели больше инструментов для того, чтобы каждый франчайзи мог в своём регионе привлечь клиентов и увеличить продажи не зависимо от экономических условий в стране, — комментирует Владимир Турман. — Не просто какие-то баннеры с банальным дизайном, которые в одном регионе работают, в другом нет, а активные инструменты привлечения клиентов с гарантией результата, которые будут работать в любом регионе априори. Увеличение объёма продаж, увеличение объёма среднего чека, работы с существующей клиентской базой и так далее».

Таким образом, те франчайзеры, которые в своём франчайзинговом пакете создадут максимальное количество таких инструментов, будут успешны. Региональные представители не будут закрываться, а будут развиваться. И такая франшиза будет получать всё больше и больше клиентов.

Франшиза в кризис

Франшиза становится удобным вариантом в кризис, полагает Анна Губенко, директор PR-агентства PR Partner в ЮФО, директор рекламного агентства «Медиатрон». Свое убеждение эксперт объясняет тем, что франшиза уже проверена и протестирована.

«Если присмотреться, на юге России постоянно открываются точки товарного франчайзинга известных российских и мировых брендов. Особенно много в сфере FMCG: магазины модной одежды, с уже раскрученным именем. Такие как Savage, S.Oliver, Gulliver, Black Star. Очень популярны в регионах франшизы фуд-сервиса. Например, Cinnabon, Шоколадница, Subway, БаскинРоббинс, и конечноже, Макдональдс. Наблюдается тенденция прироста франшиз в бьюти-сфере. Успешно работают популярные салоны красоты, из них ALDO COPPOLA, Chop-Chop и другие», — рассказывает Анна Губенко.

Многие игроки создают предложения о продаже франшиз именно в кризис, это объясняется необходимостью развития и затруднениями с финансированием, когда банковские кредиты становятся недоступными. В этом время на рынок выходят франшизы строительных компаний, и компаний, работающих в сфере услуг. По убеждению экспертов проекта GetBiz, в кризис появляются антикризисные предложения, которые могут навредить рынку.

«Логично, что спрос на франшизы в кризис падает: обычно в начале кризиса владельцы бизнеса больше теряют франчайзи, чем заводят новых. Зато сразу после кризиса спрос на франшизы резко возрастает. Даже в кризис некоторые уволенные с хороших должностей достают накопления и вкладывают их в бизнес», — комментируют в GetBiz.

Для того, чтобы продать франшизу в кризис, владельцы адаптируют ее к меняющейся экономике и осторожности инвесторов. В ярду мер: снижение вступительных взносов, фиксация стоимости франшизы в рублях, отсрочка по оплате роялти. Многие крупные магазины предлагают обратную франшизу (например, «Пятерочка» или «Копейка»).

Обратным франчайзингом называют такую схему коммерческой деятельности, при которой компания-франчайзер передает своим партнерам права на ведение бизнеса под её брендом. При этом франчайзер обеспечивает франчайзи полным ассортиментом товаров согласно агентскому договору. Исключение составляет алкогольная продукция — она должна поставляться согласно договорам поставки. Агентское вознаграждение франчайзи получают по итогам продаж, франчайзер выплачивает им установленный в договоре процент. В России, коммерческие отношения в форме обратного франчайзинга — сравнительно новое «веяние» франчайзингового бизнеса. Но, несмотря на это, многие специалисты утверждают, что именно обратный франчайзинг является наиболее приемлемой схемой для среднего и малого бизнеса. Для франчайзи такая форма взаимодействия с франчайзером предоставляет возможности для значительного снижения собственных затрат на запуск бизнеса. Это обусловлено тем, что у франчайзи нет необходимости оплачивать партию товара, которая необходима для открытия торговой точки.

«Говоря о том, какие франшизы лучше покупать в кризис и стоит ли вообще это делать, нужно отметить вот какой момент: часто „антикризисные“ франшизы начинают продавать мошенники. Для них кризис — традиционно время активизации. Причем многие из них работают как франчайзи: по сути, просто крадут технологию владельца бизнеса. По статистике, работать, поддерживая все требования бренда, и заключать с ним долгосрочный контракт по факту готовы всего 10 процентов инвесторов. Остальные интересуются определенными технологиями», — говорят эксперты GetBiz.

Лидеры рынка

Согласно рейтингу, составленному Аналитическим Департаментом БиБосс.ру, в тройку крупнейших франшиз в 2015 году входят: 33 Пингвина, Subway и ИНВИТРО.

«33 пингвина» — активно развивающаяся сеть всесезонных торговых точек по продаже натурального высококачественного мороженого. Торговая марка появилась на российском рынке в марте 2004 г. С 2006 года «33 пингвина» развивается по системе франчайзинга. Стоимость франшизы 1 000 000 — 5 000 000 руб. 1155 предприятий в сети. 165 городов присутствия.

Subway — сеть американских ресторанов быстрого обслуживания. Франшиза № 1 в мире. Стоимость франшизы 5 000 000 — 9 500 000 руб. 673 предприятия в сети. 129 городов присутствия.

Независимая лаборатория ИНВИТРО — крупнейшая частная компания в сфере коммерческих лабораторных услуг. У компании более 250 франчайзи и высокий процент повторных покупок франшиз: свыше 60% партнеров открыли более одного медицинского офиса. В 2014 году франшиза ИНВИТРО появилась в Казахстане. Стоимость франшизы 630 000 — 3 490 000 руб. 639 предприятий в сети. 275 городов присутствия.

В пятерку крупнейших франшиз также вошли Milavitsa и БЕГЕМОТиК. В ряду известнейших бренодов, вошедших в ТОП-100 франшиз: Крошка Картошка — 6 место, 2ГИС — 8 место, Yves Rocher — 13 место, TELE2 — 14 место, МТС — 15, Пятерочка — 17 место, Лукойл — 20 место, Шоколадница — 40 место, FixPrice — 52 место, Kira Plastinina — 81 место, Золотой/585 — 86 место.

Кликните на изображение, чтобы увеличить


Сообщается, что при составлении рейтинга франшизы оценивались более чем по 30 критериям, в том числе: возраст компании, объем инвестиций, динамика роста сети за последние три года, количество повторных открытий существующими партнерами, количество закрытых предприятий, общее количество открытых предприятий, географическая распространенность, среднее время окупаемости и др. В результате определились 100 наиболее активно развивающихся в России франшиз, которые являются максимально привлекательными с инвестиционной точки зрения. Анкетирование франчайзеров проводилось в апреле—мае 2015 года.


ДРУГИЕ НОВОСТИ

  • «Аэрофлот» из-за массового сбоя отменил ещё два рейса из Москвы в Сочи

  • Краснодарский суд отказал экс-совладельцу «Покровского» в иске на 3 млрд рублей

  • В I полугодии Ростовская область нарастила выпуск винодельческой продукции на 17%


Читайте «Бизнес-газету» в Yandex Zen, чтобы первыми узнавать главные деловые новости Ростова-на-Дону и региона.

Поделитесь этой новостью в соцсетях:



РЕКЛАМА


СПЕЦПРОЕКТЫ


Как составить первое резюме: советы для выпускников Ростова-на-Дону

28.07.2025 12:57
О том, как составить резюме, чтобы выделиться среди множества кандидатов, поделился мнением региональный представитель Авито Работы в ЮФО Дмитрий Телегин.

Мнение: Как обеспечить финансовую устойчивость бизнеса в текущих условиях

10.06.2025 17:25
Председатель Совета Директоров банка «Центр-инвест», профессор, д.э.н. Василий Высоков принял участие в заседании Комитета РСПП по финансовой политике на тему «О совершенствовании регулирования банковской деятельности и обеспечении финансовой устойчивости компаний в условиях контролируемого охлаждения экономики» и высказал свое мнение об успешной
Мнения | Детали | Лайфхаки
Диджитал | Статьи

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

GigaChat на ПМЭФ-2025: технологии искусственного интеллекта Сбера помогут всем гостям и участникам форума

17.06.2025 18:15

Чат-бот T2 помог клиентам более 35 миллионов раз

29.05.2025 20:15

Сбер проведёт в Ростове-на-Дону «Бизнес-Фест» для предпринимателей

26.05.2025 16:54

Все новости компаний


© 2012—2025, «Бизнес-газета»

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с гиперссылкой на медиа-портал «Бизнес-газета».
Сообщения и материалы информационного агентства «ТЭГ» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.03.2020 за номером ИА № ФС 77-78180) сопровождаются пометкой «ТЭГ»

Политика конфиденциальности.