Особенности национальной франшизы СТАТЬИ | 4 август, 17:18
С 2011 года по 2014 число компаний-франчайзеров в России выросло с 750 до 70 - рост 98% за трехлетний период, тем не менее, компании, представленные на рынке активно расширяют свои сети, а Россия входит в ряд мировых лидеров. На сегодняшний день, по данным Российской Ассоциации Франчайзинга, в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи; объем продаж сетей составляет почти $1,5 трлн, занятость – около 12 млн чел. Франчайзинговые фирмы создают около 13 % ВВП
С 2011 года по 2014 число компаний-франчайзеров в России выросло с 750 до 70 — рост 98% за трехлетний период, тем не менее, компании, представленные на рынке активно расширяют свои сети, а Россия входит в ряд мировых лидеров. На сегодняшний день, по данным Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ), в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи; объем продаж сетей составляет почти $1,5 трлн, занятость — около 12 млн человек. Франчайзинговые фирмы создают около 13% ВВП.
Тенденции Всё больше проектов упаковывают себя во франшизу и развивают свой бизнес по модели франчайзинга. По мнению Владимира Турмана — ведущего эксперта по коммерциализации инноваций в РФ, научного руководителя НП «Ресурсный Центр Развития Бизнеса», одна из тенденций развития франшизы в России в целом и на Юге в частности — появление большого числа «франшиз-пустышек», которые по своей сути имеют только название, набор оборудования и ничего кроме этого. «Появляется большое количество проектов, которые под видом франшиз продают завуалированную модель сбыта, то есть когда франчайзер выкупает франшизу и тем самым покупает обязательство ежемесячно приобретать определённый объём продукции именно того производителя, чью франшизу он приобрёл. Появление таких моделей очень негативно влияет на рынок», — говорит Турман. В свою очередь, с этим сталкиваются потребители, после чего распространяются негативные слухи о рынке и, тем самым, потребители становятся всё более и более разборчивыми в выборе франшиз. Они задают себе вопрос «А реальны ли те цифры, которые заявляет тот или иной франчайзер? Реально ли я могу, как покупатель франшизы, выйти на эти показатели?». Самый главный вопрос, который задаёт потребитель «Какие есть инструменты внутри франчайзингового пакета, который гарантирует мне, что я получу этот сбыт?». Зачастую, по мнению эксперта, внутри франчайзингового пакета не оказывается ничего. «Впереди будут такие франчайзинговые проекты, которые создают внутри своей бизнес-модели больше инструментов для того, чтобы каждый франчайзи мог в своём регионе привлечь клиентов и увеличить продажи не зависимо от экономических условий в стране, — комментирует Владимир Турман. — Не просто какие-то баннеры с банальным дизайном, которые в одном регионе работают, в другом нет, а активные инструменты привлечения клиентов с гарантией результата, которые будут работать в любом регионе априори. Увеличение объёма продаж, увеличение объёма среднего чека, работы с существующей клиентской базой и так далее». Таким образом, те франчайзеры, которые в своём франчайзинговом пакете создадут максимальное количество таких инструментов, будут успешны. Региональные представители не будут закрываться, а будут развиваться. И такая франшиза будет получать всё больше и больше клиентов. Франшиза в кризис Франшиза становится удобным вариантом в кризис, полагает Анна Губенко, директор PR-агентства PR Partner в ЮФО, директор рекламного агентства «Медиатрон». Свое убеждение эксперт объясняет тем, что франшиза уже проверена и протестирована. «Если присмотреться, на юге России постоянно открываются точки товарного франчайзинга известных российских и мировых брендов. Особенно много в сфере FMCG: магазины модной одежды, с уже раскрученным именем. Такие как Savage, S.Oliver, Gulliver, Black Star. Очень популярны в регионах франшизы фуд-сервиса. Например, Cinnabon, Шоколадница, Subway, БаскинРоббинс, и конечноже, Макдональдс. Наблюдается тенденция прироста франшиз в бьюти-сфере. Успешно работают популярные салоны красоты, из них ALDO COPPOLA, Chop-Chop и другие», — рассказывает Анна Губенко. Многие игроки создают предложения о продаже франшиз именно в кризис, это объясняется необходимостью развития и затруднениями с финансированием, когда банковские кредиты становятся недоступными. В этом время на рынок выходят франшизы строительных компаний, и компаний, работающих в сфере услуг. По убеждению экспертов проекта GetBiz, в кризис появляются антикризисные предложения, которые могут навредить рынку. «Логично, что спрос на франшизы в кризис падает: обычно в начале кризиса владельцы бизнеса больше теряют франчайзи, чем заводят новых. Зато сразу после кризиса спрос на франшизы резко возрастает. Даже в кризис некоторые уволенные с хороших должностей достают накопления и вкладывают их в бизнес», — комментируют в GetBiz. Для того, чтобы продать франшизу в кризис, владельцы адаптируют ее к меняющейся экономике и осторожности инвесторов. В ярду мер: снижение вступительных взносов, фиксация стоимости франшизы в рублях, отсрочка по оплате роялти. Многие крупные магазины предлагают обратную франшизу (например, «Пятерочка» или «Копейка»). Обратным франчайзингом называют такую схему коммерческой деятельности, при которой компания-франчайзер передает своим партнерам права на ведение бизнеса под её брендом. При этом франчайзер обеспечивает франчайзи полным ассортиментом товаров согласно агентскому договору. Исключение составляет алкогольная продукция — она должна поставляться согласно договорам поставки. Агентское вознаграждение франчайзи получают по итогам продаж, франчайзер выплачивает им установленный в договоре процент. В России, коммерческие отношения в форме обратного франчайзинга — сравнительно новое «веяние» франчайзингового бизнеса. Но, несмотря на это, многие специалисты утверждают, что именно обратный франчайзинг является наиболее приемлемой схемой для среднего и малого бизнеса. Для франчайзи такая форма взаимодействия с франчайзером предоставляет возможности для значительного снижения собственных затрат на запуск бизнеса. Это обусловлено тем, что у франчайзи нет необходимости оплачивать партию товара, которая необходима для открытия торговой точки. «Говоря о том, какие франшизы лучше покупать в кризис и стоит ли вообще это делать, нужно отметить вот какой момент: часто „антикризисные“ франшизы начинают продавать мошенники. Для них кризис — традиционно время активизации. Причем многие из них работают как франчайзи: по сути, просто крадут технологию владельца бизнеса. По статистике, работать, поддерживая все требования бренда, и заключать с ним долгосрочный контракт по факту готовы всего 10 процентов инвесторов. Остальные интересуются определенными технологиями», — говорят эксперты GetBiz. Лидеры рынка Согласно рейтингу, составленному Аналитическим Департаментом БиБосс.ру, в тройку крупнейших франшиз в 2015 году входят: 33 Пингвина, Subway и ИНВИТРО. «33 пингвина» — активно развивающаяся сеть всесезонных торговых точек по продаже натурального высококачественного мороженого. Торговая марка появилась на российском рынке в марте 2004 г. С 2006 года «33 пингвина» развивается по системе франчайзинга. Стоимость франшизы 1 000 000 — 5 000 000 руб. 1155 предприятий в сети. 165 городов присутствия. Subway — сеть американских ресторанов быстрого обслуживания. Франшиза № 1 в мире. Стоимость франшизы 5 000 000 — 9 500 000 руб. 673 предприятия в сети. 129 городов присутствия. Независимая лаборатория ИНВИТРО — крупнейшая частная компания в сфере коммерческих лабораторных услуг. У компании более 250 франчайзи и высокий процент повторных покупок франшиз: свыше 60% партнеров открыли более одного медицинского офиса. В 2014 году франшиза ИНВИТРО появилась в Казахстане. Стоимость франшизы 630 000 — 3 490 000 руб. 639 предприятий в сети. 275 городов присутствия. В пятерку крупнейших франшиз также вошли Milavitsa и БЕГЕМОТиК. В ряду известнейших бренодов, вошедших в ТОП-100 франшиз: Крошка Картошка — 6 место, 2ГИС — 8 место, Yves Rocher — 13 место, TELE2 — 14 место, МТС — 15, Пятерочка — 17 место, Лукойл — 20 место, Шоколадница — 40 место, FixPrice — 52 место, Kira Plastinina — 81 место, Золотой/585 — 86 место. Сообщается, что при составлении рейтинга франшизы оценивались более чем по 30 критериям, в том числе: возраст компании, объем инвестиций, динамика роста сети за последние три года, количество повторных открытий существующими партнерами, количество закрытых предприятий, общее количество открытых предприятий, географическая распространенность, среднее время окупаемости и др. В результате определились 100 наиболее активно развивающихся в России франшиз, которые являются максимально привлекательными с инвестиционной точки зрения. Анкетирование франчайзеров проводилось в апреле—мае 2015 года. ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫПо этно-хутору Старозолотовскому запустили бесплатный аудиогид
24.10.2024 13:17
Банк «Центр-инвест» внедрил универсальный QR-код от НСПК
|