Герои «S». Откуда деньги? СТАТЬИ | 21 март, 14:46
Первый мартовский материал цикла «Герои „S“» — проекта о социальном предпринимательстве и предпринимателях от Social business, посвящен финансированию социального бизнеса. На тему рассуждает Сергей Войтковский, ректор Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С. И. Зимина
Первый мартовский материал цикла «Герои „S“» — проекта о социальном предпринимательстве и предпринимателях от Social business, посвящен финансированию социального бизнеса. На тему рассуждает Сергей Войтковский, ректор Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С. И. Зимина.
Прежде всего, необходимо четко понимать о чем идёт речь, и что мы должны обсуждать. В этой связи, необходимо знать, что понятие «социальное предпринимательство» не имеет своего определения в российском законодательстве, как не имеет его и за рубежом. Существует другое понятие — третий сектор — сектор общественных инициатив и интересов, куда относят все некоммерческие и благотворительные отношения. Далее — понятие «предпринимательство» происходит от слова «предпринимать» — действовать. Здесь нужно обратить внимание еще на один важный момент: действия могут быть направлены на достижение разных целей и удовлетворения разных интересов. К примеру, одни действуют в интересах извлечения прибыли. Это коммерческая деятельность. Она должна всемерно поддерживаться обществом и государством, поскольку именно она нацелена на создание благоприятных условий для устойчивого развития общества в целом за счет создания в регионе присутствия рабочих мест и своевременной выплаты в казну полновесных налогов. Другие нацелены на оказание помощи в сложных, иногда катастрофических ситуациях. Это благотворительная деятельность. Она везде контролируется государством и чаще под флагом государства осуществляется, поскольку изначально расходна и её направление не безразлично государству. Третьи — на поддержание традиционного образа жизни, социальных институтов, образования, культуры, здравоохранения, науки и т. д. Это некоммерческая деятельность. Если мы рассматриваем некоммерческую деятельность, то во многих странах, не пострадавших от социальных сдвигов ХХ века, эти вопросы изначально решены, как они были решены в своё время и в Российской империи, именно здесь на грани XIX–XX веков возникли примеры небывалого меценатства и благотворительности на пользу соотечественникам. А теперь по существу текущего исторического момента. Предпринимательство в социальной сфере имеет разные основания и экономическую базу. Прежде всего, нужно понимать, что доходы в этой сфере не могут быть выше части всего объема ресурсов социальной сферы по месту нахождения. Это касается всего: и образования, и здравоохранения, и культуры, и науки, и обслуживания населения и т. д. Если у населения денег нет — нет денег ни у предприятий, ни у предпринимателей. Поэтому только уровень доходов населения и может определить потенциальный объем финансовых ресурсов предпринимательства. Он же определяет объем финансирования и за рубежом. Основной инструмент финансового обеспечения некоммерческой деятельности в большинстве стран — регулярный фандрейзинг (привлечение к деятельности частных и корпоративных капиталов), которым занимаются специально и профессионально, формируя таким образом бюджеты организации и предприятия на год. Важная составляющая этой работы — формирование вокруг организации или предприятия деятельности Попечительского совета. Именно благодаря этому общественному органу и его членам и осуществляется кампания сборов необходимых средств, регулярные общественные акции по этому поводу и т. д. Это уже часть культуры, которой в России, к сожалению, спустя сто лет места нет. Жаль! Но это важно! Кредиты в этой области редки и не могут испортить общей картины. Как правило, если они и даются, то низкопроцентные или же вообще беспроцентные. Но есть нюанс. Это делается исключительно способом «подставить на определенное время плечо». Поэтому подобные кредиты, как правило, срочны и обязательно возвратны. Невозвратные кредиты имеют место, как исключение в исключительных случаях при исключительных обстоятельствах. Но в этих отношениях огромную роль играет форма отношений между дающим и получающим на уровне «вытянутой руки», когда всё прозрачно, полностью подотчетно и по делу. Кстати, этот прием активно использовался русскими предпринимателями описанной выше эпохи. Этим инструментом нужно уметь грамотно пользоваться, что в наших условиях — в условиях общей низкой грамотности — это невозможно! Что касается грантов, то нужно понимать, что этот инструмент разовой поддержки не является нигде основой оперативной деятельности ни одного предприятия, ни одной организации, поскольку они срочны — на небольшой срок: от полугода до трех лет. Гранты являются источником конкретного проектного финансирования. Поэтому все предприятия, учреждения и организации выстраивают проектный конвейер и постоянно участвуют в грантовых конкурсах, имея в собственном штатном расписании целевую единицу, отвечающую за это направление взаимодействия. Да, бывают гранты и на более продолжительное время — от трех до пяти лет. Но это исключения! В этой связи все предприятия и организации некоммерческого сектора выстраивают конвейер проектов, формируют Попечительские советы и осуществляют регулярный фандрэйзинг, чем и наполняют свои оперативные и перспективные бюджеты. И еще. Для такого уровня работы должна быть другая социально-экономическая база и среда, в которой средний класс является стержнем социума и местного общества. В России, где один процент населения имеет 70% собственности и при этом проживает и тратит свои ресурсы не в России, это невозможно. Поэтому, без структурных реформ Россия еще не скоро сможет вернуться в рамки тех инструментов, которые породили русские предприниматели на грани XIX–XX. Отдельные эпизоды и PR-акции эти проблемы, увы, не решают. ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫПо этно-хутору Старозолотовскому запустили бесплатный аудиогид
24.10.2024 13:17
Банк «Центр-инвест» внедрил универсальный QR-код от НСПК
|