Герои «S». Алена Светушкова СТАТЬИ | 28 март, 22:12
Сегодня героем материала цикла «Герои „S“» — проекта о социальном предпринимательстве и предпринимателях от Social business, стала Алена Светушкова, вице-президент «Рыбаков Фонда» — некоммерческой организации, учреждённой российским предпринимателем Игорем Рыбаковым, входящим в число 200 богатейших людей России по версии журнала Forbes
Сегодня героем материала цикла «Герои „S“» — проекта о социальном предпринимательстве и предпринимателях от Social business, стала Алена Светушкова, вице-президент «Рыбаков Фонда» — некоммерческой организации, учреждённой российским предпринимателем Игорем Рыбаковым, входящим в число 200 богатейших людей России по версии журнала Forbes, и его супругой Екатериной. Основатели при создании фонда вложили в него миллиард рублей, сегодня основной принцип деятельности «Рыбаков Фонда» — находить самые удачные зарубежные модели работы социально-ориентированных проектов и внедрять их в России. Одним из таких адаптированных проектов стала программа поддержки перспективных студентов «Фонд Русской Экономики». С первого же года деятельности фонд осуществляет поддержку нескольких программ и направлений, мероприятия в рамках которых планируется сделать ежегодными, регулярными или постоянными.
Алена Светушкова вице-президент НКО «Рыбаков Фонд»: До сих пор нет четкого определения, что такое социальный бизнес. С одной стороны, это бизнес, где задействованы люди с ограниченными возможностями или из каких-то социально-проблемных ниш, например, люди, вышедшие из тюрьмы. С другой стороны, это бизнес, который создает продукты для решения социальных проблем в обществе. Или это бизнес, который держит цену ниже, чем рыночная, для людей, которые не могут приобретать услуги или товары по полной стоимости. В моем понимании социальное предпринимательство, это бизнес, целью которого является решение крупных социальных проблем. Источник средств Гранты в меньшей степени должны быть использованы для финансирования социального бизнеса, т.к. это передача денег с очень малой долей возможности посчитать оценку от этого вложения. Поэтому гранты - это больше история про НКО, внутри которых развиваются проекты. Для их ускоренного развития могут быть использованы гранты. Если говорить про социальное предпринимательство, то я бы предложила impact инвестирование или краудфандинг и, может быть, льготное кредитование. Краудфандинг используется во все мире, особенно на старте социального предпринимательства. Краудфандинг хороший способ оценить потребность аудитории в этом продукте и степень доверия к той идее, которую несет начинающий предприниматель. В широком смысле краудфандинг временное финансирование с возможностью оценить запрос. Impact инвестированием, к сожалению, в России мало кто занимается. Из фондов, на моей памяти, только фонд «Наше будущее», центр развития социальных инноваций «Технологии Возможностей». Они занимаются привлечением инвесторов нового типа, которые согласны инвестировать в проекты с высоким социальным импактом. Да и условия инвестирования немного другие, в отличие от обычного бизнес-инвестирования. Инвесторы такого типа не столько зарабатывают на этом, сколько рассматривают такое инвестирование, как некий инструмент филантропии. Инструментарий На мой взгляд, у социального предпринимателя даже больше инструментов,чем у предпринимателя, который начинает чистую бизнес-историю. Потому что для социального предпринимателя становятся открыты дополнительные каналы для привлечения средств. Ему доступны все традиционные каналы, плюс дополнительные грантовые или ресурсные инструменты (опять же impact инвестиции), акселерация различными фондами и центрами (например, «Технологии Возможностей»), поддержка юридическая и помощь в GR. Например, рынок сбыта для товаров и технологий, которые сейчас разрабатываются для людей с ограниченными возможностями здоровья, на 80% состоит из государства. Здесь в качестве инструмента выступает поддержка в правильном построении коммуникаций с государственными структурами (госзакупки). Равнение на... Успешный социальный бизнес финансируется так же, как и любой успешный бизнес в целом – за него клиенты платят деньги. В социальном бизнесе есть случаи, когда конечный потребитель не может заплатить за товар или услугу. Тогда есть промежуточные бенефициары в виде фондов, государства, которые готовы заплатить деньги за решение точечных социальных проблем. Те же самые госзакупки, льготные программы и пр. Примеров довольно много. Существует также, каталог социального предпринимательства в редакции Владимира Вайнера. В нем описываются несколько успешных примеров. Один из моих любимых, проект Носки Tabani. Его придумала девушка для своей бабушки в Удмуртии. Сейчас там целое село, где бабушки вяжут носки, и вы фактически оплачиваете две пары носков, одна из которых отправляется вам, а другая отправляется в дом престарелых. Бабушки заняты делом и получают за своей труд деньги, вы получаете изделие ручной работы, а люди в домах престарелых чувствуют связность и заботу о себе. Для меня это проект, который идеально выглядит, как социальный бизнес. Знаменитый проект, производство детских протезов по эскизам детей МОТОРИКА. В этом проекте примечательно, то, что разработчики вовлекают детей в разработку их протезов. Это могут быть протезы в виде руки робота или какие-то другие. Таким образом, разработчики вдохновляют самих детей с ограниченными возможностями и нивелируют тем самым развитие комплексов у детей. К счастью, на протяжении последних нескольких лет такой бизнес успешно развивается в России. А финансируется он очень просто – за него платит клиент. Бай соушл – интернет магазин, в котором продаются товары социальных предпринимателей, и сам этот магазин, как социальное предпринимательство. Вы финансируете эти товары своими деньгами просто потому, что они вам нравятся. Например, я недавно купила керамическую посуду, сделанную людьми с нарушением слуха. Эти деньги получили люди, которым сложно трудоустроиться. Я считаю, что при правильном бизнес-подходе потребители заплатят за такие товары, как за любой другой товарный продукт. Мировые практики Мне кажется, что в России надо расширять практику Impact инвестирования. Если краудфандинг уже заимствован и неплохо приживается, то с привлечением impact инвесторов пока дела обстоят сложнее. Также, безусловно, было бы хорошо расширить программы льготного кредитования, когда банк принимает участие в социальном предпринимательстве за счет сниженных ставок на кредиты для запуска и развития социального бизнеса. Один из крупнейших мировых примеров в развитии и поддержке такого предпринимательства Ashoka. Также есть глобальная международная сеть, объединяющая мелких венчурных инвесторов SVP (social venture partners). Эти объединения позволяют мелким инвесторам совокупно финансировать проекты с высоким социальным импактом. Это нечто среднее между крупными инвесторами и краудфандингом. Такая система позволяет «входить» с небольшими деньгами. Если самостоятельно вы хотите поддержать социальный проект, но у вас есть небольшая сумма, то смысла от нее, вероятно, будет недостаточно. Сеть SVP объединяет маленькие суммы членов сети и совокупно получается внушительный размер инвестиций. Таких аналогов в России вообще нет. ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫПо этно-хутору Старозолотовскому запустили бесплатный аудиогид
24.10.2024 13:17
Банк «Центр-инвест» внедрил универсальный QR-код от НСПК
|