• Россия
    • Ростовская область
    • Краснодарский край и Республика Адыгея
    • Юг России
    • Статьи
    • Детали
    • Мнения
    • Культура
    • Туризм
    • Афиша
    • Health and Life
    • О «Бизнес-газете»
    • Реклама

Блог путешественника. 5 фактов из истории СКЖД

| 23 май, 10:59
Поделиться в соцсетях:
Продолжаем серию публикаций об истории СКЖД, сегодня мы собрали самые, на наш взгляд, интересные факты из истории Северо-Кавказской железной дороги
Продолжаем серию публикаций об истории СКЖД, сегодня мы собрали самые, на наш взгляд, интересные факты из истории Северо-Кавказской железной дороги.

Первые железные 66 км

Блог путешественника. 5 фактов из истории СКЖДПервая в Области Всевеликого Войcка Донского паровая железная дорога, участок будущей магистрали Москва-Ростов, протяженностью всего 66 км, была проложена в период с 1860 по 1863 год. Ранее, с 1846 по 1855 годы, на территории области действовала конно-железная дорога, осуществлявшая перевалку грузов между Волгой и Доном в районе станицы Качалинской, позднее через Качалинскую прошла Грязе-Царицынская железная дорога, связавшая Царицын (нынешний Волгоград) с центральной Россией. В 1855 году, в связи с низкой экономической эффективностью, дорога была разобрана.

Туапсинка или дорога старых мостов

В начале ХХ века на западном плече Армавир-Туапсинская железная дорога прошла от Армавира по прикубанской степи, затем по ущелью реки Пшиш поднялась в горы на Гойтхский перевал и спустилась к морю по долине реки Туапсе. На трассе дороги было сооружено 6 туннелей, около 10 бетонных виадуков через горные реки, а также уникальный для России петлевой участок.

При строительстве Туапсинки применялись наиболее революционные технологии строительства инженерных сооружений, которых в условиях гор возводилось очень много. В частности, для строительства мостов и водопропускных труб широко применялся железобетон. Некоторые бетонные мосты строились по старым проектам для каменных мостов и имели арочные пролеты. Однако большинство малых и часть крупных мостов имели балочные железобетонные пролеты. Возможно, что сохранившиеся пролеты и «немецкие» мосты разрушенного участка Ставрополь — Армавир являются самыми старыми бетонными балочными мостами в России.

Жадный голова Грозного

1 мая 1893 года к станции Грозный из Беслана подошел первый пассажирский поезд, этот день считается началом работы городского вокзала. Все железнодорожные и инженерные сооружения пути от Беслана до Грозного были построены за два года четыре месяца акционерным обществом Владикавказской железной дороги. Интересно, что строительство дороги немного задержала жадность городского головы Грозного — Куликова, потребовавшего оплаты за отчуждение городской земли в Юго-Восточной части города для строительства станции. Он просил по 60 рублей за квадратную сажень (или 15 рублей за квадратный метр). Для размещения станционного узла — вокзала, паровозного депо с мастерскими, товарной станции и подъездных путей — понадобилась бы неимоверная сумма. Тянулись торги, споры.

Тогда влиятельные лица станицы Грозненской, учитывая будущие выгоды от железной дороги, предложили акционерному обществу для строительства станции в юго-западной стороне города свою землю бесплатно. Здесь и был построен Грозненский железнодорожный узел, который вскоре определил расположение нефтеперегонных заводов, жавшихся к дороге. Город оказался в тяжелых санитарных условиях. Заводы, построенные выше города по течению реки Сунжи, во время юго-западных ветров засоряли воздушную среду города.

Бора против вокзала

В декабре 1884 года правительство России принимает решение о предоставлении Владикавказской железной дороге концессии на строительство ветви на побережье Черного моря, вносит изменения и дополнения об этом в Устав общества и изменяет его название на «Общество Владикавказской железной дороги». Ветвь идет от станции Тихорецкая через Екатеринодар и выходит к порту Новороссийск на Черном море. Ветвь получает по Уставу официальное название — Новороссийская ветвь. Перед этим общественность Екатеринодара и местная печать обсуждали вопрос, где выйти железной дороге на побережье: в Геленджике или в Новороссийске? Против Новороссийска, где уже имелся порт, была знаменитая «бора»- сильные северо-восточные ветры, которые как считали тогда, могут мешать нормальной работе порта и станции. Но преимуществ было больше у Новороссийска и это решило вопрос.

Астрология по-сочински

На циферблате сочинского вокзала знаки зодиака размещены в случайном порядке. Водолея, Тельца и Скорпиона на часах и вовсе не разместили, вместо них на часах изображены Гончие Псы, Змей и Лебедь.

Железнодорожный вокзал в Сочи открылся 10 сентября 1952 года, архитектором здания выступил Алексей Душкин — известный советский градостроитель, итоговый проект вокзала одобрил лично Иосиф Сталин. Странное расположение знаков зодиака, Змееносец (змея), Лебедь и Гончие псы — тогда никого не смутили.

По данным некоторых сочинских СМИ, главный архитектор «Метростроя», автор симферопольского вокзала, универмага «Детский мир» и ряда станций московского метро отлично разбирался не только в метростроение, но и в астрологии. Существует версия, что Душкин общался с известным оккультистом Александром Барченко и входил в секретную правительственную группу, которая изучала эзотерические учения.

На сегодня можно выделить три версии странного циферблата: архитектор специально внес изменения в привычный уклад зодиакального круга; случайно внес изменения, либо просто пошел «против системы»; ошибся, либо ошиблись люди, работавшие над барельефом.

Последнюю теорию исключает симферопольский вокзал, который был открыт за год до сочинского — в 1951 году. Практически идентичные вокзалы строились по проекту Алексея Душкина и отличаются лишь небольшими деталями. Одна из них: цифра 10 в Сочи принадлежит знаку Весы, а в Симферополе — Скорпиону.


ДРУГИЕ НОВОСТИ

  • Объём инвестиций в экономику Кубани превысит ₽1,2 трлн в 2025 году

  • Краснодарский край признан одним из лидеров в РФ по цифровизации поддержки МСП

  • Оборот предприятий общепита Кубани вырос на 14% в январе–октябре 2025 года


Читайте «Бизнес-газету» в Yandex Zen, чтобы первыми узнавать главные деловые новости Ростова-на-Дону и региона.

Поделитесь этой новостью в соцсетях:



РЕКЛАМА


СПЕЦПРОЕКТЫ


Цифровой рывок России: как ИИ меняет граждан, государство и бизнес на Юге России

02.12.2025 14:18
Эксперты Сбера поделились мнением о влиянии ИИ на развитие государства и бизнеса на Юге России.

В Ростове прошел цикл лекций о применении ИИ в креативном развитии региона

29.10.2025 18:25
Представил цикл лекций председатель Совета директоров банка «Центр-инвест» д. э. н., профессор В. В. Высоков.
Мнения | Детали | Лайфхаки
Диджитал | Статьи

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

ГигаЧат обучился в аграрном вузе на 8 факультетах и успешно сдал выпускной экзамен

07.11.2025 16:10

GigaChat на ПМЭФ-2025: технологии искусственного интеллекта Сбера помогут всем гостям и участникам форума

17.06.2025 18:15

Чат-бот T2 помог клиентам более 35 миллионов раз

29.05.2025 20:15

Все новости компаний


© 2012—, «Бизнес-газета»

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с гиперссылкой на медиа-портал «Бизнес-газета».
Сообщения и материалы информационного агентства «ТЭГ» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.03.2020 за номером ИА № ФС 77-78180) сопровождаются пометкой «ТЭГ»

Политика конфиденциальности.