• Россия
    • Ростовская область
    • Краснодарский край и Республика Адыгея
    • Юг России
    • Статьи
    • Детали
    • Мнения
    • Культура
    • Туризм
    • Афиша
    • Health and Life
    • О «Бизнес-газете»
    • Реклама

Блог путешественника. 5 фактов из истории СКЖД

| 23 май, 10:59
Поделиться в соцсетях:
Продолжаем серию публикаций об истории СКЖД, сегодня мы собрали самые, на наш взгляд, интересные факты из истории Северо-Кавказской железной дороги
Продолжаем серию публикаций об истории СКЖД, сегодня мы собрали самые, на наш взгляд, интересные факты из истории Северо-Кавказской железной дороги.

Первые железные 66 км

Блог путешественника. 5 фактов из истории СКЖДПервая в Области Всевеликого Войcка Донского паровая железная дорога, участок будущей магистрали Москва-Ростов, протяженностью всего 66 км, была проложена в период с 1860 по 1863 год. Ранее, с 1846 по 1855 годы, на территории области действовала конно-железная дорога, осуществлявшая перевалку грузов между Волгой и Доном в районе станицы Качалинской, позднее через Качалинскую прошла Грязе-Царицынская железная дорога, связавшая Царицын (нынешний Волгоград) с центральной Россией. В 1855 году, в связи с низкой экономической эффективностью, дорога была разобрана.

Туапсинка или дорога старых мостов

В начале ХХ века на западном плече Армавир-Туапсинская железная дорога прошла от Армавира по прикубанской степи, затем по ущелью реки Пшиш поднялась в горы на Гойтхский перевал и спустилась к морю по долине реки Туапсе. На трассе дороги было сооружено 6 туннелей, около 10 бетонных виадуков через горные реки, а также уникальный для России петлевой участок.

При строительстве Туапсинки применялись наиболее революционные технологии строительства инженерных сооружений, которых в условиях гор возводилось очень много. В частности, для строительства мостов и водопропускных труб широко применялся железобетон. Некоторые бетонные мосты строились по старым проектам для каменных мостов и имели арочные пролеты. Однако большинство малых и часть крупных мостов имели балочные железобетонные пролеты. Возможно, что сохранившиеся пролеты и «немецкие» мосты разрушенного участка Ставрополь — Армавир являются самыми старыми бетонными балочными мостами в России.

Жадный голова Грозного

1 мая 1893 года к станции Грозный из Беслана подошел первый пассажирский поезд, этот день считается началом работы городского вокзала. Все железнодорожные и инженерные сооружения пути от Беслана до Грозного были построены за два года четыре месяца акционерным обществом Владикавказской железной дороги. Интересно, что строительство дороги немного задержала жадность городского головы Грозного — Куликова, потребовавшего оплаты за отчуждение городской земли в Юго-Восточной части города для строительства станции. Он просил по 60 рублей за квадратную сажень (или 15 рублей за квадратный метр). Для размещения станционного узла — вокзала, паровозного депо с мастерскими, товарной станции и подъездных путей — понадобилась бы неимоверная сумма. Тянулись торги, споры.

Тогда влиятельные лица станицы Грозненской, учитывая будущие выгоды от железной дороги, предложили акционерному обществу для строительства станции в юго-западной стороне города свою землю бесплатно. Здесь и был построен Грозненский железнодорожный узел, который вскоре определил расположение нефтеперегонных заводов, жавшихся к дороге. Город оказался в тяжелых санитарных условиях. Заводы, построенные выше города по течению реки Сунжи, во время юго-западных ветров засоряли воздушную среду города.

Бора против вокзала

В декабре 1884 года правительство России принимает решение о предоставлении Владикавказской железной дороге концессии на строительство ветви на побережье Черного моря, вносит изменения и дополнения об этом в Устав общества и изменяет его название на «Общество Владикавказской железной дороги». Ветвь идет от станции Тихорецкая через Екатеринодар и выходит к порту Новороссийск на Черном море. Ветвь получает по Уставу официальное название — Новороссийская ветвь. Перед этим общественность Екатеринодара и местная печать обсуждали вопрос, где выйти железной дороге на побережье: в Геленджике или в Новороссийске? Против Новороссийска, где уже имелся порт, была знаменитая «бора»- сильные северо-восточные ветры, которые как считали тогда, могут мешать нормальной работе порта и станции. Но преимуществ было больше у Новороссийска и это решило вопрос.

Астрология по-сочински

На циферблате сочинского вокзала знаки зодиака размещены в случайном порядке. Водолея, Тельца и Скорпиона на часах и вовсе не разместили, вместо них на часах изображены Гончие Псы, Змей и Лебедь.

Железнодорожный вокзал в Сочи открылся 10 сентября 1952 года, архитектором здания выступил Алексей Душкин — известный советский градостроитель, итоговый проект вокзала одобрил лично Иосиф Сталин. Странное расположение знаков зодиака, Змееносец (змея), Лебедь и Гончие псы — тогда никого не смутили.

По данным некоторых сочинских СМИ, главный архитектор «Метростроя», автор симферопольского вокзала, универмага «Детский мир» и ряда станций московского метро отлично разбирался не только в метростроение, но и в астрологии. Существует версия, что Душкин общался с известным оккультистом Александром Барченко и входил в секретную правительственную группу, которая изучала эзотерические учения.

На сегодня можно выделить три версии странного циферблата: архитектор специально внес изменения в привычный уклад зодиакального круга; случайно внес изменения, либо просто пошел «против системы»; ошибся, либо ошиблись люди, работавшие над барельефом.

Последнюю теорию исключает симферопольский вокзал, который был открыт за год до сочинского — в 1951 году. Практически идентичные вокзалы строились по проекту Алексея Душкина и отличаются лишь небольшими деталями. Одна из них: цифра 10 в Сочи принадлежит знаку Весы, а в Симферополе — Скорпиону.


ДРУГИЕ НОВОСТИ

  • За 2024 год в консолидированный бюджет Кубани поступило более 520 млрд рублей

  • Власти Ростова намерены соединить Военвед и центр Темерницким скоростным диаметром

  • ДГТУ и Роствертол разработают два новых БПЛА


Читайте «Бизнес-газету» в Yandex Zen, чтобы первыми узнавать главные деловые новости Ростова-на-Дону и региона.

Поделитесь этой новостью в соцсетях:



РЕКЛАМА


СПЕЦПРОЕКТЫ


Северный Кавказ: инвестиционный ренессанс

29.05.2025 14:33
На Кавказском инвестиционном форуме вице-премьер Александр Новак раскрыл впечатляющие перспективы развития Северного Кавказа, подтвердив статус региона как нового экономического локомотива страны. Несмотря на санкционное давление, инвестиционная привлекательность кавказских республик демонстрирует устойчивый рост, опровергая пессимистичные

Анапскому турбизнесу пророчат коллапс

22.04.2025 12:28
Основная часть путешественников, которые еще не забронировали летние туры, отказываются от отдыха в Анапе из-за отсутствия открытых пляжей. По опросу, проведённому в Telegram-канале АТОР, 72% респондентов указали, что для них возможность купания в море является решающим фактором, и без этого Анапа перестала быть привлекательной для летнего
Мнения | Детали | Лайфхаки
Диджитал | Статьи

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Чат-бот T2 помог клиентам более 35 миллионов раз

29.05.2025 20:15

Сбер проведёт в Ростове-на-Дону «Бизнес-Фест» для предпринимателей

26.05.2025 16:54

Сбер помогает развивать ветеринарный бизнес в Ростовской области

25.04.2025 13:06

Все новости компаний


© 2012—2025, «Бизнес-газета»
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с гиперссылкой на медиа-портал «Бизнес-газета».
Сообщения и материалы информационного агентства «ТЭГ» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.03.2020 за номером ИА № ФС 77-78180) сопровождаются пометкой «ТЭГ»

Политика конфиденциальности.