Сергей Эмдин: «Роуминг перестал бы существовать в процессе конкурентной борьбы» СТАТЬИ | 3 октябрь, 17:30
Ближайшие несколько лет станут переломными для операторов сотовой связи в России. О том, когда ждать появления технологии 5G, зачем нужны виртуальные операторы от «Сбербанка» и «Тинькофф банка», а также когда исчезнет роуминг внутри страны, «Бизнес-газета» узнала у генерального директора Tele2 Сергея Эмдина
Ближайшие несколько лет станут переломными для операторов сотовой связи в России. О том, когда ждать появления технологии 5G, зачем нужны виртуальные операторы от «Сбербанка» и «Тинькофф банка», а также когда исчезнет роуминг внутри страны, «Бизнес-газета» узнала у генерального директора Tele2 Сергея Эмдина.
— Давайте начнем с разговора про будущее. Когда нам ждать появления сетей поколения 5G? — На сегодняшний день стандарта 5G еще не существует, он находится в тестировании. Скорее всего на мировом уровне стандарт будет узаконен в ближайшие два года. В России первые сети станут появляться в перспективе пяти лет. На первых порах это скорее всего будут обособленные сети без массового покрытия аналогичного тому что мы имеем с сетями 3G и 4G. Поскольку в большинстве случаев эти сети будут нужны профессиональным пользователям. Соответственно они будут разворачиваться там, где на них будет спрос. Это — крупные заводы, аэропорты, стадионы. — Хорошо. И как их будут использовать профессиональные пользователи? — С одной стороны 5G — это более высокие, гигабитные скорости, которые позволят быстро передавать огромные объемы информации. С другой — гораздо более быстрый отклик, который откроет новые возможности для дистанционного управления транспортом, роботами и прочей инфраструктурой, которой сейчас можно управлять только находясь в непосредственной близости, так как дистанционно она управляться текущими технологиями передачи данных не может. Кроме того, 5G откроет целый ряд новых возможностей о которых мы сейчас не знаем. Так же как это было с технологиями предыдущих поколений. — Стоимость будет сильно выше? — Стоимость будет существенно, возможно даже в разы дороже, чем нынешние технологии. В том числе за счет того, что 5G будет разворачиваться на высоких частотах и потребует установки гораздо большего количества менее мощных базовых станций. По сути станции будут стоять на каждом люке, на каждой стене дома. В широком масштабе это будет вряд ли востребовано. Однако, если мы говорим про какую-то сконцентрированную точку потребностей, например, стадион, то это вполне реально и мы очень скоро это увидим. — То есть повсеместного развертывания можно не ждать? — Разворачивать 5G на территории всей Ростовской области в ближайшее время экономически нецелесообразно, в том числе и потому, что обычным пользователям это просто не нужно. Им вполне хватает того, что есть сейчас. — Давайте поговорим про ваш новый тренд — создание виртуальных операторов. Что это и зачем нужно Tele2? — Тема виртуальных операторов для нас стратегически важная. Рынок сотовой связи в России сильно перенасыщен. Абоненты зачастую имеют всё что они хотят и с точки зрения технологий, и с точки зрения стоимости. При этом нам, как четвертому по объему абонентской базы оператору, надо обеспечивать высокие темпы роста. Часть этой потребности мы закрываем сильным брендом — честными, конкурентными и выгодными предложениями. Однако, учитывая мировой опыт, мы понимаем, что вокруг отрасли есть целый ряд очень сильных брендов, потребители которых готовы закупать у них еще другую услугу. Это может быть смежная услуга — мобильная связь в дополнение к домашнему интернету и телевидению, как в случае с ТТК или Ростелекомом. Либо какие-то странные комбинации, когда сеть кофеен хочет быть оператором мобильной связи. — А в плане прибыли насколько это выгодно? — Нам это позволяет за счет других брендов, других отраслей нарастить свою выручку, и получить квази абонентов. Финансовую сторону мы не раскрываем, но могу сказать, что эти квази-абоненты в нашем приросте представляют довольно значимый кусок. Это десятки процентов от нашего годового роста. При этом у нас, как у оператора с четвертой по размеру абонентской базой, происходит наименьшая каннибализация абонентской базы. Это когда абоненты «основного» оператора уходят к виртуальному оператору, работающему через его сети. Поэтому не стоит удивляться, что большие игроки этого не делают и не будут делать, как в России, так и в других странах. А растущие игроки, у которых есть амбиции, они этим занимаются и активно на этом зарабатывают, приобретая дополнительных квази-абонентов. Важно понимать, что MVNO по сути не отдает абонентов виртуальным операторам. Эти абоненты попадают в нашу базу и живут вместе с другими нашими абонентами. С точки зрения техники, мы просто повышаем количество абонентов, которые живут в нашей сети. Поэтому каких-либо отрицательных последствий для наших текущих абонентов быть не может, поскольку любой проект MVNO начинает с низкой базы и растет постепенно. Мы видим этот плавный рост и, если заметим перегрузку сети, будем инвестировать и устранять эти проблемы. — Кроме сотрудничества с ТТК-mobile вы запускаете еще два совместных проекта со «Сбербанком» и банком «Тинькофф». — Банки — это очень конкурентная сфера, поэтому они напряженно ищут различные дополнительные возможности привлечения новых и удержания старых клиентов, создания программ лояльности и т.д. В банковской сфере у нас подписаны и в начале реализации находятся два крупных проекта со «Сбербанком» и «Тинькофф банком». Оба банка хотят использовать свой сильный бренд и большую клиентскую базу для того, чтобы предоставлять услуги мобильной связи по всей территории Российской федерации. Не буду касаться их стратегий, но скажу, что один из них готов усилить мощный основной бизнес введением в свою программу лояльности обеспечение мобильной связью наиболее значимых банковских клиентов. Другой — имеет сильнейший бренд, под которым может продавать широкий спектр услуг — сегодня банковские услуги, завтра — услуги сотового оператора. Он не боится выходить на новые рынки, потому что имеет в штате очень хороших продавцов и клиентскую базу, которой можно продать отдельно стоящую услугу мобильной связи. — Тарифы у виртуальных операторов обычно дешевле на 50-60 рублей при аналогичных вашим пакетах услуг. В чём ваш профит? — Это их решение, теоретически тариф может быть совсем нулевым. Например, «Сбербанк» может сказать своим клиентам — вы у нас такие хорошие, что мы вам предоставим услуги сотовой связи бесплатно. Разница в тарифах может колебаться от нуля — если это чистая программа лояльности, до премиального уровня с персональным менеджером для каждого абонента. Потому в зависимости от стратегий наших партнеров мы увидим как очень дорогие тарифы, так и бесплатные. В зависимости от стратегии. — Не так давно было в России было отменено мобильное рабство. Теперь каждый абонент может сменить сотового оператора с сохранением номера. Однако до сих пор невозможно сменить регион обслуживания внутри одного оператора. Если абонент решит уехать из своего региона, ему придется либо постоянно платить за роуминг, либо менять номер. В чем тут проблема? — Смена региона невозможна, такова на сегодняшний день позиция государства. Оно сохраняет привязку к одному коммутатору. Эта проблема носит исключительно административный характер. Технически для оператора перенести номер из одного региона в другой не представляет никакой проблемы. Однако, оператор связи не является владельцем пула номеров, а лишь арендует его. А пул номеров привязывается к региону. — И напоследок не могу не спросить про попытки ФАС отменить роуминг внутри страны. — На наш взгляд роуминг и так бы умер эволюционным путем в процессе конкурентной борьбы. Но государство сказало, что хочет его отменить именно сейчас. Однако, надо понимать, что отмена роуминга несет операторам затраты, которые все равно кто-то вынужден будет компенсировать.
ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫПо этно-хутору Старозолотовскому запустили бесплатный аудиогид
24.10.2024 13:17
Банк «Центр-инвест» внедрил универсальный QR-код от НСПК
|