Проблемная цифра СТАТЬИ | 28 март, 10:03
Казалось бы, особенно если поверхностно посмотреть на телеком и е-ком, всё в России хорошо: все со смартфонами, кругом вай-фай, интернет-магазины растут, как грибы… Но изнутри e-commerce ситуация выглядит куда менее радужно: мастер-данные (МД) практически не применяются, электронный документооборот (ЭДО) пробивает себе дорогу с большим трудом.
Если же посмотреть на применение информационных технологий шире, то впечатление такое, что общество не понимает, с чем оно столкнулось, и балуется с новой игрушкой, как люди баловались с рентгеновскими лучами сразу после их открытия, получая сами и раздавая окружающим огромные дозы радиации.
Что не так? Почему нельзя пренебрегать теми же МД? По мнению Артёма Матвеева, руководителя интернет-магазина enkor24.ru, идеальной ситуацией является та, при которой производитель или импортёр размещает у оператора МД стандартизированную информацию о товаре, и все участники торговой цепочки используют эти данные. Интернет-магазины используют их для представления товара на своих страницах. Торговые организации, в целом, — для документооборота, ценников и т. д. У всех вырабатывается привычка, что ошибки исправляются централизованно (обращением к оператору МД), а не в своём файлике. «А что у нас в реальности, — продолжает г-н Матвеев. — Тысячи штатных сотрудников и фрилансеров день за днём вносят вручную одни и те же данные, каждый — в свою базу данных. Отчасти это делается для пресловутой „уникализации контента“, но, главным образом — из-за отсутствия культуры обращения с МД. Важная часть этой культуры — это работоспособный механизм стандартизации информации, включающий в себя экспертную дискуссионную площадку, на которой будет определяться стандартный состав характеристик того или иного типа товара. Дискуссии на этой площадке обещают быть жаркими, сродни войне форматов, поскольку прогресс не стоит на месте, и устоявшийся набор характеристик может использоваться как препятствие для проникновения на рынок новых продуктов. Поэтому эта площадка должна быть предельно открытой, наборы характеристик должны быть всегда под сомнением». По мнению эксперта, особенно нежеланны МД в сфере общественного подряда (оборонзаказ, госзаказ, муниципальный заказ и т. п.). Ведь в случае их применения коррупционная перспектива неумолимо сокращается. Уже нельзя будет объявить конкурс на поставку «бетона» с латинской буквой «о», чтобы в конкурсе смогли принять участие только свои. Придётся выбрать стандартный товар из классификатора. А добавь ЭДО и сюда смарт-контракты, и окажется, что несметным тысячам благополучных людей, образующих каждый день автотрафик в наших городах, просто некуда ехать, нечего решать, незачем заносить и т. д. Но, считает Артём Матвеев, если сделать МД «сферой компетенции соответствующего органа», принимающего, как у нас заведено, обращения через форму на своём сайте, и дающего ответы на обращения, как положено, в течение 30 дней, то можно не сомневаться, что этот орган станет ещё одной лоббистской площадкой. «Кстати, по поводу компетентных органов, — рассказывает эксперт „БГ“. — Каково их быстродействие и, вообще, эффективность сейчас, в эпоху киберугроз, когда преступления совершаются за секунды? Проверить это довелось на собственном опыте. К нам обратился человек, оплативший покупку на сайте enkor.top (наш официальный интернет-магазин развёрнут на домене enkor24.ru). Сразу стало понятно, что он стал жертвой мошенников. Обратились в Роскомнадзор. Он в тот момент как раз прославился охотой на Телеграм, сопровождавшейся блокировкой тысяч сайтов. Наш интернет-магазин тоже был заблокирован, и нам, как и тысячам других, пришлось менять хостинг-провайдера, восстанавливаться в поисковых выдачах, решать проблему с обновлением программных компонентов… Ну, думаем, раз уж нас так легко и невзначай прикрыли, то явно мошеннический сайт заблокируют прямо сегодня же. Подали обращение через форму на сайте. Через какое-то время пришло письмо из РКН, смысл которого сводился к тому, что, раз на сайте нет детской порнографии, призывов к суициду и т. п., то это не их компетенция. Также начали поступать всякие постановления о перенаправлении по подведомственности. Потом вызвали в областное управление МВД и к участковому. И там, и там, как оказалось, милые люди, все понимают, что зря тратят своё и моё время, но — служба! Всё закончилось составлением дела минимум на 50 страницах и отказом в возбуждении уголовного дела, т. к. ущерб был меньше 2500 руб. Написал опять в РКН: наш интернет-магазин вы заблокировали якобы из-за Телеграма, а мошеннический сайт заблокировать не можете, только зря время у сотрудников МВД отнимаете, процедура у вас неработоспособная. Получил отписку из РКН и… опять: в областное управление МВД, к участковому. В общем, уже скоро год, как мошеннический сайт благоденствует. По идее, РКН должен был после первых трёх случаев выявления мошеннических сайтов разработать и направить в Госдуму законопроект, позволяющий блокировать подложные сайты во внесудебном порядке (как сайты с призывами к суициду и т. п.). Уверен, что на это у них ушло бы меньше времени, чем на отписки, что закон не предписывает им блокировать мошеннические сайты». По мнению г-на Матвеева, это яркий пример наступления нетократии, перерождения капиталистической и бюрократической номенклатуры в нетократическую. Тем не менее, эсперт полагает, что надежда есть, к примеру, на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), точнее, на тот уровень, которого они достигли, прежде всего, небывало низкий уровень издержек на вовлечение любого человека в процессы принятия и исполнения решений. Вся история человечества (во всяком случае, живых на данный момент цивилизационных форм) — это история расширения «вычислительных мощностей»: вожди и самодержцы обрастали бюрократией, бюрократический аппарат дополнялся представительскими институтами, избирательные права распространялись. Это также история интенсификации информационного обмена: урбанизация, книгопечатание, радиосвязь, телевидение, интернет… И сейчас ИКТ достигли уровня, когда ничто не мешает предоставить право, например, владельцу интернет-магазина направлять свои налоговые отчисления адресно и финансировать по его выбору РКН или благоустройство улицы, на которой расположен его офис, а может быть и ещё какой-то проект, который традиционно финансируется из бюджета. «Технологически уже сейчас осуществимо, что любой пешеход фотографирует лужу на смартфон (мобильное приложение, которое он для этого использует, автоматически фиксирует геопозицию), указывает, сколько денег из своих налоговых отчислений он резервирует на ремонт этого участка дороги, и в базе данных об общественных подрядах автоматически формируется запись о заказе, которая автоматически транслируется в приложения пользователей, оформивших соответствующую подписку — по типу работ, по геопозиции (по месту проживания или по факту приближения к данной геопозиции) и т. д. Желающие пользователи присоединяются к заказу. Одновременно информация о заказе обрабатывается отраслевыми системами возможных подрядчиков: заказ осмечивается, проектируется, комбинируется с другими заказами и т. д. Подрядчики представляют свои предложения. Лучшее предложение выбирается автоматически или голосованием заказчиков (в любом случае — с учётом рейтинга подрядчика). Ещё одна фотография лужи на том же месте до окончания гарантийного срока ведёт к появлению соответствующей записи в профессиональной биографии всех сотрудников подрядчика, влиявших на качество работ. А рейтинг любого подрядчика — это и есть производное профессиональных биографий его сотрудников», — резюмирует Артём Матвеев. Все необходимые для этого инструменты и технологии — эскроу-счета, блокчейн, смарт-контракт и т. д. — уже отработаны и имеют потенциал совершенствования. Операторами всех процессов, задействованных в этой схеме (хранение и обработка данных), могут быть только такие же исполнители общественного подряда, как и все остальные. Как только оператор становится подотчётным не общественности (по факту непосредственного финансирования), а вышестоящим инстанциям (по факту финансирования из бюджета), он превращается в коррупционную перспективу.
ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫПо этно-хутору Старозолотовскому запустили бесплатный аудиогид
24.10.2024 13:17
Банк «Центр-инвест» внедрил универсальный QR-код от НСПК
|