![]() |
|
---|---|
Мнения: Социальное предпринимательство или социальный заказ СТАТЬИ МНЕНИЯ | 3 апрель, 17:15
![]() Елена Иванова, основатель сети языковых центров «Полиглотики»:
Однозначно новый закон о социальном заказе от государства на открытие детских садов предпринимателями способен кардинально улучшить ситуацию, в том числе, с дефицитом мест в детских садах. По нашему опыту работающих языковых центров для детей и подростков «Полиглотики» (а их уже 95 филиалов), услуга детского сада действительно очень востребована, а если делом занимается специалист – профессионал своего дела – и ко всему прочему обеспечивает детям дополнительное дошкольное образование, например, погружение в языковую среду в процессе присмотра за детьми (что дает хороший эффект и расширение кругозора), то родители еще и готовы за это платить. Очень привлекательная для любого бизнесмена формула: стабильный доход от детского сада (или другой социальной деятельности) плюс статус социального бизнеса со всеми причитающимися привилегиями (субсидиями, льготами, инфраструктурной поддержкой, налоговыми послаблениями), которые закреплены на законодательном уровне. Так, например, в Бельгии, Италии и Корее предприятия социального предпринимательства на национальном уровне имеют значимую федеральную поддержку. В России, к сожалению, пока этого нет. Потому и интерес к социальным сферам у бизнеса не столь высок. Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС: Социальное предпринимательство, конечно же, отличается от понятия социальный заказ. Безусловно, может быть определенный социальный заказ – когда фактически те же направления деятельности, которые определяются для социального ориентирования некоммерческих организаций, могут в том или ином объеме заказываться у представителей малого или среднего бизнеса для решения тех или иных задач, которые стоят перед государством. Это нормально. Да, конечно, предприниматели должны иметь возможность участия в выполнении социально-значимых задач, используя свой потенциал, компетенции, знания, инфраструктуру, базу и иные наработки. Государство должно создавать такие условия, чтобы наиболее эффективно помогать, решать социальные вопросы для наших граждан. Каким будет это путем сделано, не должно ограничиваться в виду желания поддерживать или не поддерживать предпринимателей. Если предприниматели способны решить эту проблему, если они способны делать это более эффективно с точки зрения финансовых затрат, с точки зрения качества выполняемых задач, то да – государство должно воспользоваться этим потенциалом, задействовать его на полную, чтобы конечному потребителю, то есть нашему гражданину, создать максимальные условия для реализации себя в жизни и решения его социальных проблем и сложностей. Никита Донцов, консалтинговое агенство «Технология Большинства»: Соц.заказ считаю интересной идеей, но не как альтернатива социальному предпринимательству, а как дополнительная возможность для государства адресно решать социальные задачи. Часто, социальные предприниматели балансируют в районе нулевой прибыли, на грани самоокупаемости. Но если им предложить стать заведомо убыточными, число социальных предпринимателей резко уменьшиться, потому что они будут не готовы нести убытки. А в ситуации, когда государство не считает целесообразным организовывать например в отдаленной деревне предприятие социального обслуживания, а бизнес не готов заходить туда из соображений рентабельности – есть смысл государству через инструмент «соц.заказа» простимулировать социальных предпринимателей заходить на этот рынок и работать на субсидиях. Эта система будет работать, но она должна быть открытой – например, прозрачная электронная федеральная система тендеров (по аналогии с гос.закупками), где любой предприниматель из Москвы может взять заказ в Алтайском крае и инвестировать туда деньги, а предприниматель из Владивостока может привезти свою бизнес-модель в Москву или Санкт-Петербург. Кроме того, существующую систему поддержки социальных предпринимателей можно смело назвать «сырой». Первым делом надо убрать ценз возраста организации для получения статуса оказывающей социально полезные услуги. Получается, если энтузиаст хочет создать общественно-полезное предприятие – он вкладывает собственные средства и целый год будет работать и не получать никаких льгот и даже официального статуса организации, оказывающей общественно – полезные услуги. Кроме того, получать помощь от центров по работе с некоммерческими организациями (например, если предприниматель получит в МинЮсте статус «Автономной Некоммерческой Организации») он сможет только в ограниченном количестве, так как они помогают только проектам, проводящим бесплатные мероприятия. Социальным бизнесом наверняка захотят стать крупные бизнес игроки, так у нас наверняка появятся социальные сети продуктовых магазинов, социальные строй фирмы и т.д., потому что им это выгодно для получения налоговых льгот. Но, в первую очередь, нужна помощь именно субъектам малого бизнеса, которые хотят и готовы помогать, но им нужна поддержка и защита государства. Без этого – не построить гражданское общество. Александр Спиридонов, ведущий юрист Европейской Юридической Службы: Предполагается, что закон будет регулировать отношения в области социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг. Закон о социальном заказе затронет только услуги, которые организации оказывают физлицам за счет субсидий в отраслях социальной сферы. Вводится новое понятие "государственный (муниципальный) социальный заказ". Устанавливаются основные показатели объема и качества гарантированных государством услуг в социальной сфере для граждан, права потребителей услуг, обязанности исполнителей услуг, обязанности уполномоченных органов. Проект закона предлагает возможность оказания услуг на конкурентной основе не только государственным и муниципальным организациям, но и частным. Словом, планируется создание равноправных конкурентных условий для государственных и для негосударственных организаций, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг в данной сфере. Для исполнения государственного (муниципального) социального заказа (наряду со сложившимся механизмом утверждения заказа подведомственным учреждениям) предусмотрено использование либо конкурса, в том числе с участием негосударственных организаций либо сертификата, дающего право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие им ту или иную услугу за счет бюджетных средств. Данный проект не устанавливает право граждан Российской Федерации на получение государственных (муниципальных) услуг, оказание которых обусловлено конституционными правами граждан Российской Федерации, не изменяет объем правовых гарантий, закрепленных в других федеральных законах, а лишь определяет способы их оказания. Таким образом, потребитель должен получить некую свободу в выборе услуг, его исполнителя в указанной сфере, а исполнитель получит доступ к бюджетным деньгам под контролем государства, тем самым потенциально сможет расширить свой бизнес. В то же время государство, передав часть полномочий частным организациям, сможет сосредоточить свои силы в иных сферах деятельности. В то же время остаются риски, связанные с достижением конечного результата – получение широкого круга услуг по приемлемой цене. Риски связаны с коррупцией в органах государственной власти, когда договора будут заключаться со «своими» частными организациями, а качество этих услуг будет оставлять желать лучшего. Артем Юдкин, руководитель экспертной группы общественного проекта «ТВОЙ ЗАКОН»: Пожалуй, ключевыми новеллами законопроекта о социальном заказе являются возможность привлечения в предоставление услуг в социальной сфере коммерческих и некоммерческих организаций, конкурсный отбор исполнителей услуг, а также предоставление гражданам возможности самостоятельного выбора исполнителя услуг (принцип «деньги следуют за потребителем»). Уже сейчас аналогичные механизмы действуют в рамках услуг в сфере социального обслуживания (введен реестр поставщиков социальных услуг, куда могут войти и частные предприниматели, и НКО), дополнительного образования (механизм персонифицированного дополнительного образования детей, позволяющий родителям самостоятельно выбирать кружки и «оплатить» их государственным сертификатом). В целом, социальный заказ в том виде, в каком его предлагает законопроект, принятый в I чтении – это один из главных механизмов их работы. Принятие законопроекта позволит обеспечить предсказуемость клиентопотока социальных предпринимателей, а также гарантирует определенную марку качества их услуг, так как получить государственный или муниципальный заказ на услуги в социальной сфере можно будет только на конкурсной основе. Наибольший потенциал можно предположить в сферах образования, в первую очередь, дополнительного образования детей, социального обслуживания пенсионеров на дому, услуги в области культуры и творчества. Важно отметить, что текущей редакции законопроекта отсутствует само понятие «социальное предпринимательство», что потребует дальнейшего согласования законопроекта о социальном заказе с другим законопроектом, также находящимся на рассмотрении в ГосДуме – об установлении особого статуса социального предпринимательства. Возможно, к основаниям отнесения субъекта малого и среднего предпринимательства к предпринимательству социальному потребуется дополнить потребуется отнести его нахождение в реестре исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере. В настоящее время в регионах нашей страны реализуется крупный проект по развитию конкуренции на социально-значимых рынках, к которым отнесены в том числе и рынки образования, культуры, физической культуры и спорта, социальное обслуживание населения. Важно увязать такие региональные и муниципальные программы с социальным заказом как основным механизмом вовлечения негосударственного сектора экономики, фактически социального предпринимательства. Можно без сомнений констатировать, что социальный заказ в нынешнем его понимании законопроектом представляет собой новаторскую и системно значимую меру, обеспечивающую для потребителя уверенность в качестве услуг, а для предпринимателя – в клиентопотоке и финансировании.
ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫИскусственный интеллект поможет в развитии Сочи на благо жителей14.03.2025 23:47
Сбер рассказал о режиме работы с 28 декабря по 9 января27.12.2024 15:09
По этно-хутору Старозолотовскому запустили бесплатный аудиогид17.12.2024 20:14
|