Герои S: Социальный туризм СТАТЬИ | 21 май, 15:51
Социальное предпринимательство в сфере туризма во всем мире представлено социальным туризмом, который, хоть и является разновидностью общего туризма, всё же имеет ряд важных отличий, которые мы сегодня и рассмотрим.
Социальный туризм — это система, которая призвана организовывать путешествия для малообеспеченных слоев населения за счёт льгот или средств государства, государственных и негосударственных фондов, а также благотворительных структур.
Социальный туризм ориентирован на детей из неблагополучных семей, школьников и молодёжь, пенсионеров и инвалидов, ветеранов труда. Уровень социального туризма и доля его в общем объёме туристских услуг, потребляемых населением страны, являются индикаторами социальных достижений общества. По данным Института экономики и права (ИЭП) Ивана Кушнира, в СССР на долю социального туризма приходилось более 80% объёма всего национального туристского оборота и до 50% международного обмена. Единственная в России организация, которая занимается проблемами развития социального туризма — Российская Ассоциация социального туризма (РACT), существующая с 1991 года. Её учредители — это 75 туристско-экскурсионных организаций, входивших ранее в состав Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям. Ассоциация сотрудничает с министерствами и ведомствами, местными администрациями республик, краёв и областей, сотрудничает с различными благотворительными фондами, обществами инвалидов и ветеранов, Детским Фондом, а также с зарубежными туристическими компаниями. У них Социальный туризм достаточно широко развит в Европе, где регуляция социального сектора туризма происходит непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики. «Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами, используя инструменты маркетинга. Опыт многих стран убеждает в экономической эффективности развития социального туризма. Массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость населения, привлекает инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. Такое положение вполне устраивает граждан и государства», — говорится в исследовании ИЭП. У нас В России потребитель часто не владеет информацией о социальном туризме, его разновидностях. В туристической индустрии не ведётся широкая разъяснительная работа с населением по реализации прав социально уязвимой категории населения на эффективный и доступный отдых. Слабой остаётся и российская законодательная база в отношении социального туризма, и его финансирование. На Юге России одним из банков, активно кредитующих социальный бизнес, является «Центр-инвест», в ряду клиентов финансовой организации в том числе и туристические компании, одной из них является ростовское ООО «Семь чудес света», генеральный директор которой, Наталья Косьмина, считает, что работа с социальным туризмом должна проводиться более активно. Как со стороны банков и фондов, так и со стороны государства. «Мне кажется, у нас нет структуры, которая бы проводила разъяснительную работу с населением, рассказывала о возможностях социального туризма, — комментирует г-жа Косьмина. — А ведь можно было бы ее создать, например, на базе департамента. Или информировать население через портал „Госуслуги“. Нужно также работать с мотивацией людей. Чтобы они знали, что, если отправить ребенка в лагерь, им компенсируют затраты. И так с разными аспектами. Население заинтересовалось бы». По мнению главы «Семи чудес света», проблема российского социального туризма заключается в том числе и в том, что у населения не хватает на путешествия денег. Редкие люди могут себе позволить поехать в отпуск по какой-то программе, хотя туристическая среда, например, в Европе, развита прекрасно. «Приведу пример, — рассказывает Наталья Косьмина. — В одном из универмагов в Испании я наблюдала такую картину. Мужчина был полностью прикован к креслу, даже голова, у него был датчик возле рта и он языком управлял креслом: поворачивал, ездил. То есть он не побоялся выйти из дома и доехать до нужного ему места. В Европе инфраструктура оборудована для людей с ограниченными возможностями. Есть очень дешевые страны, например Испания. В феврале–марте там много туристов-пенсионеров, представителей маломобильных групп населения. Конечно, пенсия наших пенсионеров и достаток европейских несопоставим. И это ужасно, люди просто не могут себе позволить отдохнуть. Но и психологический барьер тоже есть: наши пенсионеры часто отказываются, когда им предлагают отдых. Например, моя мама. Отказываются, но хотят. Психологически они не смогут поступить, как тот мужчина на коляске в универмаге». Развитие Изначально, как говорится в исследовании Института экономики и права за счёт средств профсоюзных комитетов каждый отличившийся работник мог за небольшие деньги отдохнуть на Черноморском побережье, отправить в летний лагерь ребёнка. Это было ничто иное, как зачатки социального туризма. «Постепенно сфера коммерческих туристских услуг оказалась в руках не социального, а полностью коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных озабоченностей, социальных целей. В итоге исчез дешевый туристский продукт. В итоге, социальный туризм в России практически прекратил существование. », — комментирует эксперт Института. Современный социальный туризм в России получил импульс развития в рамках создания доступной туристической среды. По мнению экспертов, предприниматель, инвестирующий в создание комфортных условий для путешествия и отдыха туристов-инвалидов, не только значительно расширяет линейку предложения, но и смягчает ценовую политику. К понятию «доступная среда» в туризме относятся номера, оборудованные для маломобильных граждан, услуга сопровождения, условия свободного передвижения (пандусы, лифты, эскалаторы), комнатами гигиены и специализированный транспорт. Как считает Наталья Косьмина, нередко работа с государством (а именно такой является создание доступной туристической среды) приносит бизнесу не доход, а проблемы, связанные с убыточностью и бюрократией. «Нередко предпринимателям связываться с государственными службами — себе дороже. Займешь средства и будешь их долго возвращать, еще и огромная бумажная работа», — добавила г-жа Косьмина. В настоящее время социальный туризм поддерживается за счёт грантовых правительственных, культурно-образовательных программ и других инвестиций. Государственные дотации могут проявляться в разных формах: снижение цены инвестиций в туристские проекты, возмещение процентной ставки займов, продажа или аренда земли, инфраструктуры по цене ниже рыночной, налоговые льготы, снижение пошлин, прямые субсидии или предоставление гарантий на инвестиции с целью привлечения зарубежных инвесторов и другие. «Инвестирование туризма — рискованное мероприятие, так как этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма, поэтому государство стремится предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем в другие секторы экономики, тем самым создавая качественный имидж страны», — резюмируется в исследовании ИЭП.
ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫПо этно-хутору Старозолотовскому запустили бесплатный аудиогид
24.10.2024 13:17
Банк «Центр-инвест» внедрил универсальный QR-код от НСПК
|