• Россия
    • Ростовская область
    • Краснодарский край и Республика Адыгея
    • Юг России
    • Статьи
    • Детали
    • Мнения
    • Культура
    • Туризм
    • Афиша
    • Health and Life
    • О «Бизнес-газете»
    • Реклама

Герои S: Социальный туризм

 СТАТЬИ  | 21 май, 15:51
Поделиться в соцсетях:
Социальное предпринимательство в сфере туризма во всем мире представлено социальным туризмом, который, хоть и является разновидностью общего туризма, всё же имеет ряд важных отличий, которые мы сегодня и рассмотрим.
Социальный туризм — это система, которая призвана организовывать путешествия для малообеспеченных слоев населения за счёт льгот или средств государства, государственных и негосударственных фондов, а также благотворительных структур.

Социальный туризм ориентирован на детей из неблагополучных семей, школьников и молодёжь, пенсионеров и инвалидов, ветеранов труда. Уровень социального туризма и доля его в общем объёме туристских услуг, потребляемых населением страны, являются индикаторами социальных достижений общества.

По данным Института экономики и права (ИЭП) Ивана Кушнира, в СССР на долю социального туризма приходилось более 80% объёма всего национального туристского оборота и до 50% международного обмена.

Единственная в России организация, которая занимается проблемами развития социального туризма — Российская Ассоциация социального туризма (РACT), существующая с 1991 года. Её учредители — это 75 туристско-экскурсионных организаций, входивших ранее в состав Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям. Ассоциация сотрудничает с министерствами и ведомствами, местными администрациями республик, краёв и областей, сотрудничает с различными благотворительными фондами, обществами инвалидов и ветеранов, Детским Фондом, а также с зарубежными туристическими компаниями.

У них

Социальный туризм достаточно широко развит в Европе, где регуляция социального сектора туризма происходит непосредственно через Министерство по туризму или национальные туристские организации (НТО), а также косвенно с помощью правовых рычагов, поддержки своей инфраструктуры и международной политики.

«Государство влияет на туризм двумя путями: управляя спросом и доходами или управляя предложением и ценами, используя инструменты маркетинга. Опыт многих стран убеждает в экономической эффективности развития социального туризма. Массовость общедоступного социального туризма перекрывает его дешевизну суммарным притоком и быстрой оборачиваемостью живых денег, что увеличивает занятость населения, привлекает инвестиции в туризм непосредственно на местах, а заодно и налоговые поступления. Такое положение вполне устраивает граждан и государства», — говорится в исследовании ИЭП.

У нас

В России потребитель часто не владеет информацией о социальном туризме, его разновидностях. В туристической индустрии не ведётся широкая разъяснительная работа с населением по реализации прав социально уязвимой категории населения на эффективный и доступный отдых. Слабой остаётся и российская законодательная база в отношении социального туризма, и его финансирование.

На Юге России одним из банков, активно кредитующих социальный бизнес, является «Центр-инвест», в ряду клиентов финансовой организации в том числе и туристические компании, одной из них является ростовское ООО «Семь чудес света», генеральный директор которой, Наталья Косьмина, считает, что работа с социальным туризмом должна проводиться более активно. Как со стороны банков и фондов, так и со стороны государства.

«Мне кажется, у нас нет структуры, которая бы проводила разъяснительную работу с населением, рассказывала о возможностях социального туризма, — комментирует г-жа Косьмина. — А ведь можно было бы ее создать, например, на базе департамента. Или информировать население через портал „Госуслуги“. Нужно также работать с мотивацией людей. Чтобы они знали, что, если отправить ребенка в лагерь, им компенсируют затраты. И так с разными аспектами. Население заинтересовалось бы».

По мнению главы «Семи чудес света», проблема российского социального туризма заключается в том числе и в том, что у населения не хватает на путешествия денег. Редкие люди могут себе позволить поехать в отпуск по какой-то программе, хотя туристическая среда, например, в Европе, развита прекрасно.

«Приведу пример, — рассказывает Наталья Косьмина. — В одном из универмагов в Испании я наблюдала такую картину. Мужчина был полностью прикован к креслу, даже голова, у него был датчик возле рта и он языком управлял креслом: поворачивал, ездил. То есть он не побоялся выйти из дома и доехать до нужного ему места. В Европе инфраструктура оборудована для людей с ограниченными возможностями. Есть очень дешевые страны, например Испания. В феврале–марте там много туристов-пенсионеров, представителей маломобильных групп населения. Конечно, пенсия наших пенсионеров и достаток европейских несопоставим. И это ужасно, люди просто не могут себе позволить отдохнуть. Но и психологический барьер тоже есть: наши пенсионеры часто отказываются, когда им предлагают отдых. Например, моя мама. Отказываются, но хотят. Психологически они не смогут поступить, как тот мужчина на коляске в универмаге».

Развитие

Изначально, как говорится в исследовании Института экономики и права за счёт средств профсоюзных комитетов каждый отличившийся работник мог за небольшие деньги отдохнуть на Черноморском побережье, отправить в летний лагерь ребёнка. Это было ничто иное, как зачатки социального туризма.

«Постепенно сфера коммерческих туристских услуг оказалась в руках не социального, а полностью коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных озабоченностей, социальных целей. В итоге исчез дешевый туристский продукт. В итоге, социальный туризм в России практически прекратил существование. », — комментирует эксперт Института.

Современный социальный туризм в России получил импульс развития в рамках создания доступной туристической среды. По мнению экспертов, предприниматель, инвестирующий в создание комфортных условий для путешествия и отдыха туристов-инвалидов, не только значительно расширяет линейку предложения, но и смягчает ценовую политику. К понятию «доступная среда» в туризме относятся номера, оборудованные для маломобильных граждан, услуга сопровождения, условия свободного передвижения (пандусы, лифты, эскалаторы), комнатами гигиены и специализированный транспорт.


Как считает Наталья Косьмина, нередко работа с государством (а именно такой является создание доступной туристической среды) приносит бизнесу не доход, а проблемы, связанные с убыточностью и бюрократией.

«Нередко предпринимателям связываться с государственными службами — себе дороже. Займешь средства и будешь их долго возвращать, еще и огромная бумажная работа», — добавила г-жа Косьмина.

В настоящее время социальный туризм поддерживается за счёт грантовых правительственных, культурно-образовательных программ и других инвестиций.

Государственные дотации могут проявляться в разных формах: снижение цены инвестиций в туристские проекты, возмещение процентной ставки займов, продажа или аренда земли, инфраструктуры по цене ниже рыночной, налоговые льготы, снижение пошлин, прямые субсидии или предоставление гарантий на инвестиции с целью привлечения зарубежных инвесторов и другие.

«Инвестирование туризма — рискованное мероприятие, так как этот вид деятельности очень чувствителен к экономическим, политическим, климатическим и другим изменениям, которые могут резко сократить поток туристов и тем самым существенно повлиять на поступления от туризма, поэтому государство стремится предпринимать больше усилий для привлечения инвестиций в туристский сектор, чем в другие секторы экономики, тем самым создавая качественный имидж страны», — резюмируется в исследовании ИЭП.

Фото: Денис Демков

ДРУГИЕ НОВОСТИ

  • T2 усилила сеть в Ростовской области

  • На Кубани с начала года кредитование бизнеса упало на 20%

  • В Ростовской области назначили дату выбора губернатора


Читайте «Бизнес-газету» в Yandex Zen, чтобы первыми узнавать главные деловые новости Ростова-на-Дону и региона.

Поделитесь этой новостью в соцсетях:



РЕКЛАМА


СПЕЦПРОЕКТЫ


Северный Кавказ: инвестиционный ренессанс

29.05.2025 14:33
На Кавказском инвестиционном форуме вице-премьер Александр Новак раскрыл впечатляющие перспективы развития Северного Кавказа, подтвердив статус региона как нового экономического локомотива страны. Несмотря на санкционное давление, инвестиционная привлекательность кавказских республик демонстрирует устойчивый рост, опровергая пессимистичные

Анапскому турбизнесу пророчат коллапс

22.04.2025 12:28
Основная часть путешественников, которые еще не забронировали летние туры, отказываются от отдыха в Анапе из-за отсутствия открытых пляжей. По опросу, проведённому в Telegram-канале АТОР, 72% респондентов указали, что для них возможность купания в море является решающим фактором, и без этого Анапа перестала быть привлекательной для летнего
Мнения | Детали | Лайфхаки
Диджитал | Статьи

НОВОСТИ КОМПАНИЙ

Чат-бот T2 помог клиентам более 35 миллионов раз

29.05.2025 20:15

Сбер проведёт в Ростове-на-Дону «Бизнес-Фест» для предпринимателей

26.05.2025 16:54

Сбер помогает развивать ветеринарный бизнес в Ростовской области

25.04.2025 13:06

Все новости компаний


© 2012—2025, «Бизнес-газета»
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с гиперссылкой на медиа-портал «Бизнес-газета».
Сообщения и материалы информационного агентства «ТЭГ» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.03.2020 за номером ИА № ФС 77-78180) сопровождаются пометкой «ТЭГ»

Политика конфиденциальности.