Герои S. Оборотная стеклотара — надежды и здоровый скепсис СТАТЬИ | 19 июнь, 15:08
Июньский материал цикла «Герои „S“», посвященного социальному предпринимательству и предпринимателям от Social business, затрагивает важную, как для общества, так и для власти тему — оборотная стеклотара.
Минприроды, Минпромторг и Минэкономразвития получили поручение от председателя правительства РФ Дмитрия Медведева проработать вопрос о том, чтобы обязать торговые сети принимать у населения потребительскую тару, в частности, полимерную и стеклянную. Ведомствам также предстоит проработать вопрос о целесообразности проведения соответствующего эксперимента.
С предложением обязать торговые сети принимать тару выступила «Справедливая Россия». Возврат бутылок станет инструментом для стимулирования переработки отходов. По итогам проведения пилотных проектов, которые могут пройти уже в этом году, удастся сформировать полноценную бизнес-модель сбора тары для вторичной переработки. Такая практика успешно существует во многих странах. Например, стоимость одной бутылки в Турции при ее возврате составляет (в пересчете на российскую валюту) 1,5 рубля, в США — около 7 рублей. В России цена за бутылку может составить 5–7 рублей. Как прокомментировал «БГ» Антон Масленков — генеральный директор ООО «Эко-М», специализирующегося на разработке проектной документации в области экологии, на местах проект введения оборотной тары может оказаться удачным. «В рамках, например, Ростова целесообразна сдача и переработка тары. Но в масштабах России с этим возникнут проблемы. Потребность в оборотной таре есть. Но мощностей не хватит, чтобы переработать всё. Нельзя сравнивать нас, к примеру, с Японией, где перерабатывается и сортируется весь мусор. Она по площади, как Ростовская область, и перевезти мусор в место переработки не так затратно. У нас же придется преодолеть расстояния в сотни километров. Это экономически, мягко говоря, не выгодно». Экономическая составляющая социального бизнеса или социального направления той или иной деятельности нередко вызывает противоречивые мнения: с одной стороны — социальное предпринимательство не ставит во главу угла получение сверхприбылей, с другой — деятельность должна быть не только безубыточной, но финансово-устойчивой. Донская компания «Эко-М» — клиент банка «Центр-инвест», свой социальный бизнес она ведет при поддержке финансовой организации, представляющей на рынке уникальные продукты финансирования социального предпринимательства. По мнению руководителя «Эко-М», финансовая сторона вопроса — только один из проблемных аспектов инициативы по внедрению оборотной тары. Вторым важным «но» здесь является логистика. «Были проработаны документы, в которых проанализированы теоретически все отходы в каждом регионе. Но цифры там не соответствуют действительности. По таким планам мусор из Таганрога нужно везти перерабатывать в Новочеркасск. То есть после каждого выезда в город машина еще должна отправиться в дорогу туда и обратно. В день получится сделать два таких рейса. Возможно, из-за этого будет перерабатываться очень мало отходов», — говорит Антон Масленков. По мнению эксперта, необходимо в несколько раз больше техники, потому что контейнеры с рассортированным мусором или тарой собирает и увозит один мусоровоз. «Это нелогично! И да, можно собрать мусор, но куда его деть — тоже вопрос. Нужно больше мощностей по переработке. Например, в России очень мало заводов по переработке пластика. Без экономического стимулирования этот эксперимент не удастся и не окупится», — резюмирует г-н Масленков. ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫПо этно-хутору Старозолотовскому запустили бесплатный аудиогид
24.10.2024 13:17
Банк «Центр-инвест» внедрил универсальный QR-код от НСПК
|