Рустам Гильфанов: «Стартап-питч — это только начало большой игры» СТАТЬИ | 22 сентябрь, 19:31
Жизнь стартапа всегда построена вокруг питч-сессий — всегда нужно «продавать» свою идею. Вместе с известным IT-бизнесменом и инвестором Рустамом Гильфановым разбираемся в правилах идеального питча.
Питч в IT-культуре
Питч — это презентация стартапа перед инвесторами. В бизнес слово «питч» пришло из американского бейсбола — это подача защищающейся команды (англ. hit by pitch). Так как игроки не могут разговаривать, то питч — история про невербальные коммуникации. С 1940-х годов в США баскетбольную метафору начали активно использовать в продажах — так описывали презентацию для клиентов. А уже во второй половине прошлого века питчи стали использовать для выбора актуальных идей. В 1990-е годы слово «питч» стало употребляться в значении, к которому мы привыкли. Существует несколько популярных видов питчей. 1. Napkin pitch, или питч на салфетке Нужно объяснить инвестору идею за чашечкой кофе, используя ручку и одну-единственную салфетку. 2. Elevator pitch, или презентация в лифте Это презентация, которую можно было бы провести в лифте. Обычно длится от 30 секунд до одной минуты. 3. Pitch deck — классическая презентация Полноценное выступление с мультимедийной презентацией перед приглашенной аудиторией. «Нужно понимать, что napkin pitch и elevator pitch — это возможность не „упустить“ инвестора, презентовать идею как бы между делом, тогда как классический питч — это полноценная заранее подготовленная презентация, которая готовится даже не один месяц», — рассказывает Гильфанов. Каким должен быть хороший питч Стандартный питч включает в себя идею проекта с обоснованием проблемы и решением, бизнес-модель, данные о рынке, на который выходит продукт, анализ конкурентов, представление команды, смету и планы по расходованию инвестиций. Для питча достаточно подготовить 20 слайдов — это 20 минут выступления. Как правило, инвесторы наиболее заинтересованы в слайдах о команде, конкурентах и вопросах монетизации. Рустам Гильфанов рекомендует сначала рассказать идею в формате elevator pitch, а затем приступить к подробной презентации, то есть сначала — суть, а потом детали. «Для начала попробуйте рассказать идею своей бабушке или соседям — за 30 секунд они должны понять, что вы хотите сделать. Это отличная тренировка перед настоящей презентацией», — советует Гильфанов. В выступлении стоит сделать акцент на успешном бизнес-опыте, конкурентных преимуществах проекта и главное — почему вы заинтересованы в поддержке выбранных инвесторов. По мнению Рустама Гильфанова, важно показать отличия от стартапов, которые уже есть в портфеле инвесторов. «Самое интересное начинается после питчинга — обсуждение презентации. Вы должны хорошо отвечать на вопросы — это тоже окажет влияние на итог встречи с инвесторами», — рассказывает Рустам Гильфанов. Таким образом, найти гениальную идею для стартапа недостаточно. Многое решает питчинг и дальнейшая коммуникация с инвесторами. Для составления питча помогает опыт основателей других стартапов, инвесторов и бизнес-ангелов. Как и в бейсболе, питч — это только начало большой игры. Краткая биографическая справка Рустам Гильфанов — сооснователь IT-компании, IT-бизнесмен, международный инвестор. Рустам Гильфанов родился 6 января 1983 года в маленьком поселке Басим Пермской области в семье военного и учительницы. В 2006 году Гильфанов Рустам вместе с партнерами открывает в Киеве международную аутсорсинговую IT-компанию. Сегодня эта компания — крупнейший разработчик программного обеспечения для игровой индустрии, маркетинга и финансов. Несколько лет назад Гильфанов отошел от операционной деятельности в IT-компании, чтобы заниматься международным инвестированием в перспективные IT-проекты в сфере финансовых технологий, гейминга и потокового видео. Также Рустаму Гильфанову важно развивать благотворительные проекты на территории Украины, самые масштабные из которых — «ЛакіБукс» и «Бібліотеки Майбутнього». Гильфанов Рустам женат, воспитывает дочь. ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫДетали. Разбираемся в исламском финансировании
|