Мишустин заявил о создании цифровой платформы для оформления выплат и пособий
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин утвердил концепцию цифровой трансформации соцсферы. В течение 5 лет в стране будет создана единая цифровая платформа, позволяющая в электронном виде оформлять социальные пособия, избавляя граждан от бумажной волокиты.
Концепция цифровой трансформации социальной сферы до 2025 года утверждена. В пилотном формате проект запустят уже в этом году в 7 регионах страны. Затем он будет внедрен на территории всей страны.
На новой платформе будут объединены информационные системы: — Минтруда РФ; — Пенсионного фонда РФ (ПФР); — Фонда социального страхования (ФСС); — учреждений медико-социальной экспертизы. Поэтапно на нее будут переводиться все процедуры назначения и предоставления мер социальной поддержки населению. Утвержденная правительством Концепция станет фундаментом для создания системы «социального казначейства», разрабатываемой в рамках общенационального плана по восстановлению экономики, который премьер-министр Михаил Мишустин утвердил в 2020 году. Концепция также включает в себя подробный перечень мероприятий по цифровой трансформации социальной сферы. В частности, в ближайшее время намечено: — запуск эксперимента в семи пилотных регионах по назначению некоторых социальных выплат в беззаявительном порядке; — перевод на единую цифровую платформу процесса начисления пособий, компенсаций и социальных льгот в этих регионах; — запуск единого контакт-центра для всей страны. Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами 01.03.2021 года напомнил, что подобный подход был протестирован в 2020 году, когда президентские выплаты семьям с детьми назначались автоматически. «Необходимо, чтобы все меры социальной поддержки можно было получать так же быстро и удобно. Это то, к чему мы стремимся в своей работе», — сообщил глава Правительства РФ. Также Михаил Мишустин подчеркнул, что уже в этом году появится еще одно нововведение, касающееся опекунов и законных представителей. Для них будет доступным оформление пособий на подопечных в электронном виде через портал госуслуг. Сергей Малинин, эксперт Ассоциации по коммуникациям и корпоративным медиа России, считает, что на основе успеха глобального эксперимента с выплатами на детей в 2020 году, можно однозначно утверждать — ИТ-инфраструктура государства к этому готова. «В прошлом году через „Госуслуги“ централизованно распределялась единоразовая финансовая помощь, которую могли получить все жители РФ, удовлетворявшие соответствующим условиям. Причём после первого получения помощи, повторная её перечисление уже не требовало участия человека — выплаты производились автоматически. Сама по себе Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) существует уже почти десять лет, и за эти годы был отлажен информационный обмен между всеми госструктурами и аккредитованными коммерческими организациями. За десятилетие существования государственных электронных услуг в РФ не было ни одного скандала, связанного с массовой утечкой персональных и платежных данных. Для информационной системы такого масштаба — это показатель высшей степени безопасности. Цифровизация госуслуг снижает нигилизм общества по отношению к государственным институтам. Ещё до пандемии 35% семей в России не знали ни о каких существовавших мерах господдержки граждан. О полном же объеме возможных льгот и пособий вряд ли вообще кто-то знает. Немудрено, ведь таких мер предусмотрено более трех тысяч! Очевидно, что цифровизация социальной сферы позволит более адресно уведомлять граждан о тех мерах, правом на получение которых они обладают. Кроме того, электронный доступ к услугам социальной поддержки ликвидирует лишний человеческий фактор в лице местных чиновников, которые порой из-за некомпетентности или корыстного умысла искусственно ограничивали эти права». Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega, уверен, что вопрос о том, как принять решение о социальной выплате имеет двоякий контекст. «С одной стороны, речь идет о процедурах, т. е. насколько автоматически принимается решение. В традиционном формате гражданину необходимо собрать кипу бумаг и принести в орган, принимающий решение о выплате. Часть выплат ушли в автоматизированный формат: либо гражданину приходит выплата лишь по предоставлении номера счета в банке, либо гражданин собирает кипу бумаг единожды, а затем лишь подтверждает согласие на получение выплаты. В этом плане социальные выплаты необходимо максимально автоматизировать. Это вполне реально сделать за ближайшие пару лет. Однако в таком случае цифры в 20-25 млрд рублей очень сомнительны: это явно превышает необходимые затраты. С другой стороны, за 2020 год мы увидели появление новых временных и постоянных социальных выплат. При решении об установлении каждого из них проходила большая работа государственных органов, которые обсчитывали конкретные цифры и ограничения, исходя из баланса экономических и социальных соображений. Таким образом, внедрение новых технологий должно помочь правительству в решении вопроса, стоит ли вообще принимать закон или постановление о новой социальной выплате или, наоборот, необходимо уменьшить объем финансовой поддержки населения, а также в каком объеме необходимо добавить или уменьшить уровень социальной поддержки. Это вопрос в том числе важен с точки зрения формирования бюджетов на всех уровнях власти. Не секрет, что довольно много денег, заложенных на социальные выплаты остаются невостребованными. Например, на 2022 год депутаты заложили общую сумму с запасом на определенную социальную выплату. Но в итоге оказывается, что по итогам года за выплатой обратились меньше людей, чем было запланировано. Это означает, что средства пролежали мертвым грузом, хотя могли быть направлены на инвестиционные проекты. С другой стороны, уже на следующий 2023 год могут быть заложена сумма меньшая, чем потребуется по итогам года. Таким образом, автоматизация прогнозирования поможет в бюджетном планировании. Информационная система должна самостоятельно анализировать данные об экономической и социальной сфере и предлагать решения. Это в чистом виде GovTech. Я бы оценил, что IT-среда готова к такой системе примерно на 50 процентов. Некоторые механизмы уже готовы, но в целом система не отлажена. Фактором, который будет максимально тормозить работу системы, будет необъективность данных, попадающих под обработку алгоритмов. Алгоритмы будут эффективно работать и давать готовые ответы, но исходя из некорректных данных, подаваемых исполнителями. Внедрение системы требует сонастройки управленческого аппарата с алгоритмами. Проиллюстрирую иной вариант необъективности данных. Например, в региональное министерство экономики пришло два обращения. Одна группа собрала сто подписей предпринимателей о необходимости введения новой меры поддержки бизнеса. Другая группа принесла в орган власти обращение с тысячью подписей жителей против введения меры. Объективно ли принять решение, исходя из количества подписей за и против? Если система учтет лишь обращение предпринимателей, не приведет ли это к социальному взрыву в конкретной местности? Таким образом, ситуация может выйти из плоскости экономики в плоскость политики. В любом случае на сегодня далеко не все ведомства цифровизованы на должном уровне. Внедрение алгоритмов на государственном уровне потребует инвестиций в новое ПО, а не просто замену „ворда“ и разработки аналога Zoom. На той IT-среде, которая сейчас имеется в ведомствах, переход к общегосударственным алгоритмам займет как минимум 20 лет. Если говорить о рисках информационной безопасности, то они всегда присутствуют и всегда носят человеческую основу. Обычное явление — несанкционированное подключение отдельных сотрудников правоохранительных органов к базам данных с персональными данными и передача данных в руки третьих лиц. Кроме этого, риски связаны с упомянутой мной необъективностью данных. Цифровизация, безусловно, повлияет на поведенческие особенности общества. Большинство населения ждет, когда общение с государством станет проще. Но это имеет другую негативную сторону: государственные сервисы и, в частности, цифровой паспорт, позволят государству плотнее следить за гражданами. Например, мы это видим в случае с налоговой, которая внедрила алгоритмы анализа расходов граждан с помощью электронных чеков». Алексей Смородин ТЭГ
АКТУАЛЬНОЕ
|
СПЕЦПРОЕКТЫПо этно-хутору Старозолотовскому запустили бесплатный аудиогид
24.10.2024 13:17
Банк «Центр-инвест» внедрил универсальный QR-код от НСПК
|