Дмитрий Хизбуллин ведущий инженер ключевых направлений в Huawei:
Как инженер-программист я однозначно поддерживаю концепт приведения юридических текстов в формализованный вид.
Приведу пример стартапа, успешно применяющего юридический мета-язык на практике. Речь идет о Pactum AI, технологическом стартапе из Эстонии, основанном в 2019 году и уже привлекшем $15 млн финансирования. До 2018 года я работал с со-основателем Pactum - Кристианом Корьюсом (Kristjan Korjus) - в другом эстонском стартапе. Идея Pactum в том, чтобы формализовать процесс согласования контрактов между отделом закупок и поставщиками. Для этого требуется формализовать договоры на поставку и параметризовать их по множеству величин, в частности стоимости единицы продукции, количеству единиц, пени за просрочку и тп. Далее требуется формализовать ценовую политику заказчика. Ключевой момент в том, что эта стадия согласуется один раз между заказчиком и Pactum.
Далее в дело вступает чат бот, который обзванивает сотни поставщиков и при помощи нейронных сетей для обработки естественного языка (NLP) переписывается с каждым поставщиком, пытаясь сторговаться на выгодных условиях.
Также бот имеет право заполнить и подписать контракт, таким образом полностью заменяя работу десятков людей в отделе закупок.
Если дать волю фантазии, то перевод всех законодательных документов в машинообрабатываемый формат позволит в перспективе заменить судей в судах на программный код, который будет, во-первых, абсолютно беспристрастным, во-вторых, не будет допускать ошибок по незнанию, в-третьих решать любой кейс за доли секунды.
Причем если в странах с непрецедентным правом достаточно будет подвергнуть регуляторной гильотине только правовые акты, то в странах с прецедентным правом потребуется перевод в машиночитаемый формат в том числе и всей огромной записи прецедентных решений судов.
Уже сейчас существуют так называемые методы формальной верификации (к примеру, Z3-solver от Microsoft), которые могут доказывать истинность проверяемого утверждения, имея формализованную базу из верных утверждений. В данный момент они применяются в разработке ПО, а так же электроники, однако имеют достаточную общность, чтобы подтвердить или опровергнуть юридические формулировки, имея документы, подвергнутые регуляторной гильотине.