KIDSберриски СТАТЬИ | 31 март, 18:26
Современный мир невозможно представить без компьютеров, смартфонов и интернета. Однако с развитием технологий возникают и новые угрозы, в том числе для детей. Речь идет о киберрисках, которые могут привести к различным последствиям, начиная от небольших неприятностей и заканчивая серьезными проблемами.
Согласно опросу, проведенному «Лабораторией Касперского» в России в мае–июне 2022 года среди 1004 пар родителей и детей, большинство (77%) детей в возрасте от 7 до 10 лет начали работу с гаджетами еще до начала школы. У детей в возрасте от 11 до 14 лет эта цифра составляет 46%, а для тех, кому уже 15-18 лет, только 29%. Более 88% младших школьников имеют свой собственный телефон или планшет, а почти у каждого старшеклассника есть собственный гаджет. Если дошкольники и младшие школьники только начинают знакомиться с цифровым миром, то в средней и старшей школе дети проводят практически все свободное время с гаджетами.
Более половины родителей (60%) ограничивают время, которое их дети проводят в интернете. Однако, как показывают данные, этот процент существенно зависит от возраста ребенка. Более 80% родителей ограничивают время онлайн-доступа детей до 10 лет, у школьников в возрасте 11-14 лет этот показатель снижается до 62%, а у старших детей только 36%. Согласно ответам родителей, время, проводимое детьми в интернете, практически не отличается от времени, которое они проводят с гаджетами в целом, что означает, что дети проводят практически все свое время с гаджетами в сети. Родители стараются контролировать доступ своих детей к сайтам в интернете, но не всегда эти попытки успешны. По словам 14% детей старше 10 лет, они намеренно заходят на сайты, которые запрещены родителями. Кроме того, около 41% детей случайно попадают на такие сайты, несмотря на попытки их родителей контролировать доступ в интернет. Игры в гаджетах — один из распространенных способов цифрового развлечения для детей. Согласно опросу, наиболее популярными являются игры на смартфонах (56%). Дети младшего возраста чаще играют на планшетах, а старшие предпочитают компьютерные игры. Игровые приставки используют чуть больше четверти (28%) детей всех возрастов. По мнению родителей, более половины (56%) детей играют в игры ежедневно не менее часа. Однако только 46% детей сами признаются, что играют не менее часа каждый день. В 2022 году злоумышленники атаковали детей более 7 млн раз только в одних онлайн-играх, это на 57% больше, чем в 2021 году. Самыми популярными играми для атак стали Minecraft и Roblox, говорится в исследовании «Лаборатории Касперского». В топ детских игр по числу атакованных пользователей вошли также Poppy Playtime и Toca Life World, которые рассчитаны в первую очередь на детей 3–8 лет. Киберпреступники пытаются атаковать даже на самых маленьких детей, по мнению экспертов рынка, цель злоумышленников — устройства родителей. Общее число киберпреступлений, совершенных против детей и взрослых, в России в 2022 году превысило полмиллиона и составило четверть от всех преступлений. «Один из безусловных приоритетов вашей работы — это борьба с преступностью с использованием информационных технологий. По итогам 2022 года число таких преступлений превысило полмиллиона и составило четверть от всех уголовно наказуемых правонарушений. Это, конечно, впечатляет», — прокомментировал президент России Владимир Путин, выступая на расширенной коллегии МВД. Какие бывают киберугрозы Вербовка детей в бот-сети по политическим мотивам является одной из наиболее опасных и подлых практик, которые могут использоваться для манипулирования общественным мнением и нарушения демократических принципов. Еще одной из наиболее распространенных киберугроз для детей является кибербуллинг. Это форма насилия, когда один ребенок или группа детей оскорбляют другого через интернет. Кибербуллинг может привести к серьезным психологическим проблемам, таким как депрессия, тревога, недоверие и социальная изоляция. Кроме того, дети могут столкнуться с киберпреследованием, которое может быть связано с шантажом или угрозами. К сожалению, в интернете дети могут быть преследуемыми также злоумышленниками, которые могут использовать личную информацию ребенка в своих целях. Для защиты детей от таких угроз, важно научить их основам безопасности в интернете, таким как никогда не давать личную информацию незнакомым людям в сети. Также дети становятся жертвами кибермошенничества, которое может быть связано с мошенничеством в интернет-магазинах, фишингом или использованием детских аккаунтов в социальных сетях для распространения вирусов или вредоносных программ. Детям нужно объяснить, как распознавать подозрительные сообщения и сделать все возможное, чтобы защитить свои личные данные и финансы. Другой важной проблемой, связанной с киберрисками в детской среде, является доступность нежелательного контента. Дети могут случайно столкнуться с порнографическим или насильственным контентом, который может нанести им серьезный вред. Для предотвращения этого, родители могут использовать родительский Вербовка Каждый десятый родитель, участвовавший в исследовании «Лаборатории Касперского», знает, что незнакомые взрослые пытались войти в доверие к его ребенку. 15% детей помнят подобные случаи. Тем не менее, в опасности могут оказаться гораздо больше детей. Например, 79% детей получали предложения дружить в социальных сетях от незнакомых людей. Среди них 63% предлагали дружбу, якобы будучи сверстниками, а 23% заявок в друзья приходили от незнакомых взрослых. Среди детей, имеющих аккаунты в социальных сетях, у 40% из них есть онлайн-друзья, которых они не знают в реальной жизни, а у 4% из них в друзьях есть незнакомые взрослые. Суть вербовки детей в бот-сети заключается в том, что политические активисты или группы могут использовать специальные программы для создания сети ботов, которые будут распространять определенную информацию или мнение через социальные сети и другие онлайн-платформы. Дети могут быть завербованы в качестве операторов этих ботов, которые будут управлять ими и контролировать их действия. Причины вербовки детей в бот-сети могут быть разными, но чаще всего это связано с попыткой повлиять на общественное мнение и дискредитировать те или иные группы или лидеров. Дети, чьи умы еще не сформированы полностью, больше подвержены манипуляции и не понимают политических последствий своих действий. Эта практика имеет серьезные последствия для общества в целом. Во-первых, она может привести к ухудшению качества информации, которую получают люди: боты распространяют ложную информацию и манипулируют общественным мнением. Во-вторых, эта зловредная практика может привести к серьезным нравственным и этическим проблемам, поэтому дети должны быть защищены от таких манипуляций и использования в качестве инструмента для достижения политических целей. Кибербуллинг Кибербуллинг, то есть онлайн-буллинг, представляет собой распространение угроз, оскорблений, публичных разоблачений, дискриминации и других форм насилия с помощью интернета и цифровых устройств. Это явление в последние годы стало все более распространенным среди детей в силу их глубокой вовлеченности в виртуальное пространство. Одна из главных проблем кибербуллинга заключается в том, что он может происходить незаметно для родителей и взрослых. Дети становятся жертвами кибербуллинга через социальные сети, мессенджеры, форумы, игры и другие онлайн-платформы. Кибербуллинг может привести к психологическим проблемам, депрессии, тревожности, а в некоторых случаях даже к самоубийству. «Так же как и при личном общении, в интернете между людьми могут возникать споры и разногласия, — комментируют в „Лаборатории Касперского“. — При этом, когда речь идет о детях, такая история может развиваться незаметно для родителей и приводить к серьезным последствиям. Только 8% родителей знают, что их ребенок сталкивался со случаями кибербуллинга (в качестве свидетеля, жертвы или участника), в то время как среди детей эта цифра в три раза выше (27%). Причем о случаях, которые происходили с самим ребенком, родители знают меньше всего. Порой взрослые не воспринимают проблему кибребуллинга всерьез. Они могут полагать, что онлайн-травля не выходит за пределы цифрового пространства. Однако на практике она, к сожалению, имеет весьма ощутимые последствия и в реальном мире — для психологического и физического состояния ребенка». Чтобы защитить своих детей от кибербуллинга, родители могут принять несколько мер. Они должны обучать своих детей правилам безопасности в интернете, включая запрет на коммуникацию с незнакомцами и сообщения в социальных сетях. Важно, чтобы родители следили за активностью своих детей в интернете и знали, с кем они общаются. Также родители должны обеспечить безопасность своих детей, установив программное обеспечение, которое блокирует доступ к определенным сайтам и контенту. Это может помочь предотвратить случаи кибербуллинга и защитить детей от нежелательных контактов в интернете. Помимо прочего, родители должны убедиться, что их дети не станут самими кибербуллингерами. Необходимо научить своих детей уважать других людей и не использовать интернет для насилия, угроз и оскорблений. Киберпреследование Киберпреследование может происходить через различные каналы, включая социальные сети, мобильные приложения, чаты, форумы и игровые платформы. Оно может принимать множество форм, таких как нежелательные сообщения, троллинг, кибербуллинг, кибержестокость и киберсексуальное насилие. Киберпреследование может вызвать у детей чувство страха, беспомощности, неполноценности, а также привести к ухудшению психического здоровья и увеличению риска депрессии, тревожности и других психологических проблем. Существует множество известных случаев киберпреследования детей. Например, в 2019 году в США был задержан мужчина, который использовал социальные сети для привлечения несовершеннолетних девочек в сексуальную эксплуатацию. В России был раскрыт случай массового кибербуллинга в отношении школьников, где на них были совершены кибернападения. Чтобы предотвратить киберпреследование детей, необходимы совместные усилия со стороны родителей, учителей, правительственных и неправительственных организаций. Родители должны общаться с детьми о безопасности в онлайн-среде, научить их безопасному поведению и контролировать их онлайн-активность. Учителя и организации могут проводить курсы по кибербезопасности, чтобы научить детей безопасному поведению в интернете. Кибермошенничество Наиболее распространенные виды кибермошенничества, совершаемого против детей, являются фишинг, рекламные ловушки и подделка детских каналов. Фишинг: Злоумышленники традиционно отправляют детям поддельные электронные письма, которые выглядят как официальные сообщения от банков, социальных сетей и других сервисов, чтобы узнать у них личную информацию, такую как логины и пароли. Например, злоумышленники могут отправлять электронные письма от имени популярных игровых платформ с просьбой предоставить данные для авторизации в игре, после чего получить доступ к учетной записи ребенка. Рекламные ловушки: злоумышленники используют приложения и игры, которые предназначены для детей, чтобы разместить в них рекламу вредоносных продуктов или услуг. Например, разрабатываются игры, которые содержат вредоносный код, или приложение, которое использует персональные данные детей без их согласия. Blue Whale Challenge — онлайн-игра, которая стала известна в 2016 году тем, что спровоцировала несколько случаев детского суицида. Игрокам выдавались задания, которые включали в себя самоповреждение и, в конечном итоге, призывали к суициду. Подделка YouTube-каналов: Злоумышленники создают поддельные YouTube-каналы, которые выглядели как каналы для детей, чтобы привлечь молодую аудиторию. Некоторые из этих каналов содержали вредоносный контент, который мог нанести вред детям. Как комментирует Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности, it-решения родительского контроля — самый серьезный инструмент, позволяющий блокировать доступ детей к вредоносному контенту и нежелательному общению сети. «Решения родительского контроля позволяют ограждать детей от нежелательного контента в сети, ограничивать экранное время и не только. Полезной может стать функция, которая уведомляет, если к ребенку в соцсетях пытается добавиться в друзья пользователь со значительной разницей в возрасте. Есть инструментарий, который также будет полезен и офлайн: например тот, что помогает определять текущее местоположение ребенка благодаря функции геолокации. Это может быть удобно, если школьник возвращается домой после занятий один. Однако перед установкой таких приложений, важно рассказать ребенку о них и объяснить, для чего родитель использует такое решение. Открытость — один из важнейших аспектов, которые помогут выстроить доверительные отношения с ребенком. По мере взросления ребенку нужно давать все больше свободы, а с точки зрения программ родительского контроля мы рекомендуем оставлять только уведомления, а не блокировку. Подросток все равно найдет то, что хочет, программа в этом случае поможет родителям быть в курсе», — резюмировал эксперт. Несколько важных советов для родителей Используйте родительский контроль — специальные программы и приложения для контроля доступа детей к определенным сайтам и приложениям, а также для отслеживания их онлайн-активности. Это поможет предотвратить доступ детей к нежелательной информации и контактам с незнакомцами. Фильтруйте контент. Некоторые браузеры и приложения могут иметь встроенные фильтры, которые блокируют нежелательный контент, такой как порно и насилие. Эти фильтры могут быть полезны для защиты детей от нежелательного контента. Не игнорируйте курсы по кибербезопасности. Школы и другие организации проводят такие курсы, помогающие детям понимать риски онлайн-среды и учат их безопасному поведению в интернете. Не забывайте про регулярные беседы. Родители и учителя должны регулярно общаться с детьми о кибербезопасности и рисках онлайн-среды. Это поможет детям понимать риски и научит их безопасному поведению в интернете. Примените безопасный поиск. Дети могут использовать безопасные поисковые системы, которые блокируют нежелательный контент и могут защитить их от нежелательных контактов с незнакомцами. Применяйте защиту паролей. Дети должны научиться создавать и использовать безопасные пароли для своих учетных записей в социальных сетях и других онлайн-платформах. Это поможет предотвратить несанкционированный доступ к их аккаунтам. Используйте антивирусное программное обеспечение. Родители должны установить антивирусное программное обеспечение на компьютеры и устройства, которые используют дети, чтобы защитить их от вредоносных программ и вирусов. Богдан Смородин
ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫПо этно-хутору Старозолотовскому запустили бесплатный аудиогид
24.10.2024 13:17
Банк «Центр-инвест» внедрил универсальный QR-код от НСПК
|