По данным исследования саморегулируемой организации «Микрофинансирование и Развитие» (СРО «МиР»), чаще всего клиенты микрофинансовых организаций жаловались на действия по возврату просроченной задолженности (60,8% обращений) или просили пересмотреть начисление процентов по займу (12,4% обращений).
Другие обращения содержали вопросы о соблюдении положений договоров микрозайма (2,9%), порядке и условиях предоставления микрозаймов (2,9%) или правомерности передачи прав требований по договору займа (2,3%). 18,7% обращений содержали иные вопросы относительно взаимодействия заемщика с микрофинансовыми организациями. Ряд обращений содержали просьбы помочь в урегулировании споров заемщика сразу с несколькими МФО.
Наряду с заемщиками микрофинансовых организаций, жалобы на действия микрофинансовых компаний также подают посреднические юридические компании, так называемые «раздолжнители».
За указанный период доля таких жалоб составила 38,1% от общего количества обращений. Как правило, жалобы и обращения, поданные подобными организациями, содержат стандартный перечень требований к МФО, но не дают возможности разобраться в сути вопроса, что затрудняет оперативное решение вопроса заемщика.
За указанный период лишь 23,7% обращений были поданы через Интернет.
Наибольшее количество обращений было получено из Южного федерального округа, также значительное число обращений оставляли жители Приволжского и Центрального федеральных округов.
В разрезе по регионам лидерами стали Москва и Московская область (19,1%), Ростовская область (15,8%), а также Санкт-Петербург и Ленинградская область (11,5%).
По каждому факту обращения Дисциплинарный комитет СРО НП «МиР» проводит проверки на предмет соблюдения правил выдачи микрозаймов и соблюдения принятых в СРО стандартов, а также на предмет соответствия фактов, приведенных в обращениях и действительности. По результатам проверки выяснилось, что в 2% от общего числа случаев обращения были отправлены не по адресу – займодавцем выступала организация, не входящая в СРО «МиР».
«К нам не поступило ни одной жалобы от заемщиков, которые исполнили свои долговые обязательства в срок и в полном объеме. За помощью СРО обращались заемщики, не вернувшие заем в срок, – отмечает директор СРО «МиР» Андрей Паранич. – Служба по работе с обращениями граждан СРО «МиР» помогала заемщику и МФО найти компромиссное решение – реструктурировать заем или снизить долговую нагрузку за счет пересмотра процентной ставки по займу».
В подавляющем большинстве случаев члены СРО пошли навстречу заемщикам. Общий объем требований к заемщикам, обратившимся за помощью СРО «МиР», был снижен на 3,6 млн рублей.