Блог путешественника. Железная история | 17 май, 10:34
Железная дорога — это, пожалуй, самый романтичный способ передвижения по России. На Юге страны — от Азовского и Чёрного морей на западе до Каспийского моря на востоке — пролегает Северо-Кавказская железная дорога
Железная дорога — это, пожалуй, самый романтичный способ передвижения по России. На Юге страны — от Азовского и Чёрного морей на западе до Каспийского моря на востоке — пролегает Северо-Кавказская железная дорога, она проходит по территориям Калмыкии, Дагестана, Чечни, Ингушетии, Адыгеи, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края, Краснодарского края, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании, Ростовской области, Волгоградской области до станции города Котельниково. Управление современной СКЖД находится в Ростове-на-Дону.
Состав В числе предприятий подчинения Северо-Кавказской железной дороги сегодня состоят Владикавказская детская железная дорога и Северо-Кавказская детская железная дорога (Ростов-на-Дону). Северо-Кавказская железная дорога выполняет очень важную транспортную задачу, обеспечивая выход грузопотоков на Российские черноморские порты: Туапсе, Новороссийск. Важную роль для всей России в летний и осенний сезон играют пассажирские перевозки, осуществляемые дорогой к таким курортам, как Сочи, Туапсе, Анапа, Кисловодск, Ейск, Горячий Ключ. Основные узловые станции современной СКЖД: Ростов-Главный, Батайск, Лихая, Краснодар-Сортировочный, Тихорецкая, Кавказская, Армавир-Ростовский, Невинномысская, Минеральные Воды, Прохладная, Георгиевск, Гудермес, Крымская, Тимашевская, Краснодар I, Белореченская, Сальск, Светлоград. До 1 августа 2010 года в состав дороги входили 5 отделений: Грозненское отделение, преобразовано в Грозненский регион Северо-Кавказской железной дороги Краснодарское отделение, преобразовано в Краснодарский регион Северо-Кавказской железной дороги Махачкалинское отделение, преобразовано в Махачкалинский регион Северо-Кавказской железной дороги Минераловодское отделение, преобразовано в Минераловодский регион Северо-Кавказской железной дороги Ростовское отделение, преобразовано в Ростовский регион Северо-Кавказской железной дороги. До 1995 года в состав железной дороги входило также Лиховское отделение, впоследствии упраздненное и включенное в состав Ростовского. Также существовало Туапсинское отделение, которое было упразднено в 1991 году и включено в состав Краснодарского. Начало Строительство железной дороги на Северном Кавказе началось еще в 1861 году с прокладки линии Шахтная — Аксай, через 10 лет в 1871 году был построен участок Зверево — Шахтная, в 1875 — Аксай — Ростов, участок Ростов — Владикавказ строился в 1872–1875 годы, Тихорецкая — Екатеринодар — Новороссийск — в 1884–1888 годы, а в 1897 году был возведен участок Царицын — Тихорецкая. Стартом к развтию железных дорог на Юге послужила угольная отрасль, центром добычи каменного угля на тот момент был район реки Грушевки, здесь действовало 44 шахты, на которых добывалось 3,6 млн пудов топлива. Наказной атаман войска Донского генерал-адъютант Михаил Григорьевич Хомутов 1 марта 1860 года обратился в Военное министерство с рапортом о необходимости сооружения железной дороги от Грушевских рудников к пристани на донском берегу у станицы Мелеховской, в мае император Александр II уже дает свое согласие, а 18 декабря утверждает представленное Управлением иррегулярных войск и принятое военным советом «Положение о комитете для сооружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Дон». Железнодорожная линия от Грушевского посада (город Шахты) через Максимовку (город Каменоломни) и Новочеркасск до станицы Аксайской (город Аксай) с веткой к угольным копям и пристанью на берегу Дона, была протяженностью 66 верст, она вошла в строй 10 января 1864 года. Календарную дату 10 января и принято считать теперь днем рождения Северо-Кавказской железной дороги. После выхода железной дороги к порту возросли потоки экспорта зерна, что придало дополнительный толчок ее развитию. К октябрю 1917 года общая длина дороги составляла целых 5 тыс. вёрст. В начале XX века были введены в эксплуатацию участки: Кавказская — Краснодар (1901 год), Батайск — Азов, Сосыка-Ейская — Ейск (Ейская железная дорога), Армавир — Майкоп (1911 год), Белореченская — Туапсе (1912 год), Краснодар — Ахтари, Крымская — Тимашевская — Кущёвка (1914 год), Батайск — Сальск, Прохладная — Гудермес (1915 год), Ставрополь — Винодельное (1916 год). Эпоха СССР Северо-Кавказские железные дороги появились 12 июля 1922 года по постановлению СТО после национализации частных железных дорог: из Армавир-Туапсинской и Владикавказской железных дорог. В соответствии с Постановлением СНК СССР, ЦК ВКП (б) от 10 июня 1935 года и приказом НКПС СССР №?144Ц от 11 июня 1935 года, Северо-Кавказские железные дороги были разделены на Северо-Кавказскую железную дорогу (Орджоникидзе) и Азово-Черноморскую железную дорогу (Ростов-на-Дону). В 1936 году Азово-Черноморскую железную дорогу переименовали в железную дорогу имени К. Е. Ворошилова. Во исполнение Постановления СНК СССР от 13 марта 1937 года и приказа НКПС СССР №?54Ц от 17 марта 1937 года Северо-Кавказскую железную дорогу вновь переименовали — в Орджоникидзевскую железную дорогу. В 1920-е — 1940-е годы на дороге были построены участки: Туапсе — Сочи (1923 год), Сочи — Адлер с веткой на Старую Мацесту (1927 год), Петровское Село — Благодарное (1928 год), Винодельное — Дивное, Ростов — Хапры, Комсомольская — Нефтегорская, Майкоп — Хаджох, Ставрополь — Палагиада (1931 год), Лабинская — Шедок (1940 год). Военное время Во время Великой Отечественной войны на железной дороге продолжалось строительство, за годы ВОВ на Юге были построены линии: Гудермес — Астрахань и Адлер — Сухуми (1942 год), Крымская — Старотитаровская (1944 год). После Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года и приказа НКПС СССР №?714 от 15 сентября 1943 года железная дорога имени К. Е. Ворошилова вновь была переименована в Северо-Кавказскую железную дорогу. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №?748 от 13 июля 1959 года и приказом МПС СССР №?42 от 14 июля 1959 года Северо-Кавказская и Орджоникидзевская железные дороги объединяются в единую Северо-Кавказскую железную дорогу. В послевоенные годы строятся участки: Дивное — Элиста (1969 год), Зверево — Краснодонская (1971 год), Анапа — Юровский (1977 год), Краснодар — Туапсе (1978 год), западный обход Ростовского узла с электрификацией 25 кВ (1983 год), Благодарное — Будённовск (1987 год), Песчанокопская — Красная Гвардия (1989 год), Красная Гвардия — Передовая (1993 год), западный обход Батайска с электрификацией 25 кВ (1990 год), восточный обход станции Лихой с электрификацией 25 кВ (1991 год), Кизляр — Карланюрт (1997 год). Электрификация Электрификация железной дороги начинается с участков Минеральные Воды — Кисловодск и Бештау — Железноводск, электрифицированных в 1936 году постоянным током с напряжением 1,5 кВ, в 1964 и 1956 годах соответственно напряжение на этих участках повышается до 3 кВ. Электрификация постоянным током (3 кВ) продолжается: в 1956 году участок Весёлое — Сочи, в 1957 году участок Белореченская — Туапсе, в 1958 году участок Сочи — Туапсе, в 1978 году участок Туапсе — Горячий Ключ. ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫПо этно-хутору Старозолотовскому запустили бесплатный аудиогид
24.10.2024 13:17
Банк «Центр-инвест» внедрил универсальный QR-код от НСПК
|