Бизнес стал активным заказчиком специальных образовательных программ в ВУЗах | 6 февраль, 19:59
Высокотехнологичный бизнес больше не ждет от вузов готовых специалистов. Он заказывает специальные образовательные программы под те категории работников, квалификацию которых считает недостаточной.
Такое мнение выразил ТАСС заместитель директора образовательных проектов и программ Фонда инфраструктурных и образовательных программ госкорпорации «Роснано» Станислав Нисимов.
По его словам, работу этой системы ярче всего можно увидеть на примере быстро развивающейся компании «ПЭТ-Технолоджи», которая была создана в 2011 году для формирования в стране сети центров ядерной медицины для ранней диагностики и лечения онкологических заболеваний. Сейчас она является портфельной компанией госкорпорации «Роснано». Разработка необходимых программ Для эффективной работы ПЭТ-центра нужны радиохимики, медфизики, врачи и медсестры высочайшей квалификации. «Ни в одном вузе страны ничего не знали про используемую компанией технологию, — вспоминает заместитель генерального директора по медицине компании „ПЭТ-Технолоджи“ Павел Головин. — Но в МГУ быстро поняли, как должен быть структурирован учебный курс, сориентировались и нашли нужных специалистов среди практиков в Российском научном центре радиологии и хирургических технологий имени А. М. Гранова и в Институте мозга человека в Санкт-Петербурге». В первой волне обучения по разработанной в 2013 году на химическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова программе «Позитронно-эмиссионная и компьютерная томография» прошли повышение квалификации 22 специалиста, однако полностью утолить кадровый голод это не помогло. К декабрю 2014 года компания «ПЭТ-Технолоджи» и ФИОП запустили более фундаментальную 500-часовую образовательную программу повышения квалификации в области ядерной медицины и организации управления лечебно-диагностическим процессом. Сделано это было на базе Башкирского государственного медицинского университета. Обучение по ней прошли 33 слушателя. Эта образовательная программа по итогам 2016 года стала лауреатом премии в сфере медицинского и фармацевтического образования России в номинации «За лучшую практику учебно-методического сопровождения образовательных программ». Третья учебная программа ФИОП в ядерной медицине появилась в 2016 году, когда в «ПЭТ-Технолоджи» начали заниматься лечением онкологических заболеваний. Для этого компания приобрела роботизированную радиотерапевтическую систему «Кибер-Нож». На этой установке интенсивный пучок электронов с высочайшей точностью облучает больное место, фактически «выжигая» опухоль. Специалистов для работы на подобной технике не было. В качестве разработчиков программы переподготовки по конкурсу была отобрана кафедра физики ускорителей на физическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. К разработке программы привлекались специалисты МИФИ. В итоге на базе Федерального научного центра радиологии в Обнинске и московского Медицинского биофизического центра имени А. И. Бурназяна, который предоставил собственное оборудование, в декабре 2017 года завершили переподготовку 18 специалистов этих ведущих онкологических медучреждений страны и получили соответствующие свидетельства МГУ государственного образца. «Без Фонда инфраструктурных и образовательных программ „Роснано“ этой программы бы не было, — уверен завкафедрой физики ускорителей и радиационной медицины физфака МГУ профессор Александр Черняев. — Нам удалось получить финансовую поддержку, чтобы объединить большое количество квалифицированных людей для создания этой программы». Программы продолжают жить По мнению замдиректора образовательных проектов и программ ФИОП Станислава Нисимова, без Фонда большинство из 160 созданных с его участием узкопрофильных программ не состоялось бы. «Косность и инертность российских вузов — не более чем миф. Они охотно идут на разработку специальных образовательных курсов под нужды конкретного производителя», — сказал Нисимов. «Главная проблема взаимодействия высокотехнологичного бизнеса и вузов — коммуникационная. Им нужен переводчик, который адекватно донесет до профессорско-преподавательского состава потребности говорящих на своем языке практиков», — отметил эксперт. По программам ФИОП прошли переобучение, повысили квалификацию и прослушали учебные курсы более 54 тыс. специалистов предприятий и студентов нанотехнологических специальностей, уточнил Нисимов. Замдиректора добавил, что после обучения первой группы слушателей по заказу конкретного предприятия учебные программы не умирают. «Мы используем этот курс для программ обучения ординаторов, а электронный модуль стал частью нашей классической программы повышения квалификации врачей», — заверила ТАСС заместитель директора Института дополнительного профобразования Башкирского государственного медуниверситета кандидат биологических наук Ольга Целоусова. По ее словам, квалификацию повысили более 300 специалистов. Вуз обретает сам и получает возможность передавать другим совершенно новые компетенции, которых у него раньше не было, отметил Нисимов. Однако роль Фонда не только в том, чтобы заказчик и вузы нашли друг друга, но и в жестком методическом сопровождении процесса формирования новых курсов, считает Нисимов. «Учебные программы разрабатываются так, чтобы в них присутствовало только самое необходимое для освоения новых технологий, заказчику не нужны универсалы, требуются специалисты, обладающие уникальными компетенциями. Мы еще среди всего прочего обучаем вузы работать с реальными запросами рынка труда. Без появления у университетов подобных навыков бизнес настороженно относится к предложениям о переподготовке на их базе своих специалистов», — заключил Станислав Нисимов. ТЭГ
ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫБезалкогольные напитки в донских магазинах подорожают. Почему?
|