Также предлагается инвестировать средств ФНБ (после превышения планки в 7% ВВП) в новые региональные проекты, сообщает Интерфакс.
Данные рекомендации, по словам главы комитета Андрея Макарова, входят в пакет предложений по стимулированию реализации инвестиционных проектов регионов, который включает несколько механизмов.
Первый — это возможность инвестирования средств ФНБ после достижения планки в 7% ВВП в региональные инвестиционные проекты. «Как вы помните, Вячеслав Викторович (Володин, спикер ГД — прим. ИФ) об этом говорил. О том, что необходимо, когда мы будем говорить об инвестировании средств ФНБ — а у нас после достижения 7% встает вопрос о возможности инвестирования, это возвратная основа и так далее, то есть то, что идет — чтобы это были не только федеральные, а могли быть и региональные проекты. Соответственно, поручение — изучить, внести предложения, тоже дано, вот сейчас», — сказал Макаров в ходе заседания думского комитета по бюджету в понедельник.
«Рассмотреть вопрос о внедрении нового механизма стимулирования частных инвестиций посредством софинансирования на возвратных и платных условиях средств ФНБ в новые региональные инвестиционные проекты», — говорится в проекте заключения комитета.
Второе предложение заключается в возможности как реструктуризации, так и списании бюджетных кредитов регионам. Во внесенной комитетом версии предполагалась возможность только списания, но по настоянию Минфина в ходе заседания комитета формулировку заменили на возможность как списания, так и реструктуризации.
«Антон Германович (Силуанов, глава Минфина — ИФ) предложил, и у нас это опять же в связи с предложением председателя Государственной Думы, чтобы мы могли стимулировать регионы к инвестиционной деятельности за счет снижения нагрузки, связанной с бюджетными кредитами, с задолженностью по бюджетным кредитам. Вопрос очень непростой, разные подходы, нам еще их предстоит обсуждать, поэтому здесь это предлагается именно вот в этой общей форме», — сказал глава комитета.
Первый замглавы Минфина Татьяна Нестеренко предложила изменить формулировку комитета, чтобы оставить правительству «поле для маневров». «Потому что „за счет снижения долговой нагрузки“ — это списание долга, если мы оставим „снижение объемов выполнения обязательств по погашению“, это может быть и списание, и реструктуризация», — пояснила позицию Нестеренко.
«А мы списание исключаем?» — поинтересовался депутат Геннадий Кулик («Единая Россия»).
«Нет, снижение объемов может быть по-разному», — уточнил Макаров.
В проекте отзыва комитета указывается, что при рассмотрении возможности списания или реструктуризации бюджетных кредитов следует учитывать обеспечение субъектом РФ по итогам 2019 г. роста налоговых и неналоговых доходов его бюджета по отношению к 2017 г. не ниже уровня накопленной за 2018–2019 годы инфляции.
Счетная палата РФ в отзыве на проект бюджета напоминает, что с 2018 г. РФ отказалась от выдачи бюджетных кредитов регионам.
Госдолг субъектов РФ по состоянию на 1 сентября 2019 г. составил 1 трлн 995 млрд руб., говорится в отзыве Счетной палаты РФ. При этом рост долга произошел в 14 субъектах РФ. «Сохраняются риски в обеспечении устойчивости бюджетов субъектов РФ, а также местных бюджетов, связанные с существенным объемом долговых обязательств, особенно по отдельным субъектам РФ и муниципалитетам», — считают в СП РФ.
Объем задолженности по бюджетным кредитам вырос по сравнению с началом 2019 г. на 48,1 млрд руб., или на 5,1%, и составил 988 млрд руб. При этом задолженность по кредитам, полученным регионами от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, снизилась на 231,4 млрд руб., или на 36,4%, и составила 404,7 млрд руб.
Возврат бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, предусмотрен в 2020 г. в объеме 73,5 млрд руб., в 2021 г. — 150,3 млрд руб., в 2022 г. — 154,3 млрд руб.