Платежный пластик уйдет через ближайшие 10 лет? А вдруг. СТАТЬИ | 30 март, 13:23
Сегодня в рамках проекта «Первые 10» поговорим о платежном пластике, который может уйти с рынка в России уже в ближайшие 10 лет. Заявление о том, что платежные карты могут быть вытеснены виртуальным «пластиком» и другими методам платежей, сделал генеральный директор Visa в РФ Михаил Бернер.
За прошедшие 10 лет в ходе эволюции платежных технологий модернизировались POS терминалы, изменился формат инкассации, а физический пластик и вовсе может уйти с рынка, но до этого, по оценке экспертов, может пройти еще 10 лет.
«Пластик уже сейчас играет значительно меньшую роль, чем он играл раньше. Мы видим, что в некоторых крупных банках уже до 30% новых клиентов не получают пластиковую карту: карта находится только в телефоне», — рассказал гендиректор Visa в РФ Михаил Бернер, подчеркнув, что после открытия границ и окончания пандемии коронавируса интерес к платежным картам частично восстановится. «Когда ситуация с пандемией улучшится в мире и люди начнут опять путешествовать, то тогда действительно кто-то закажет себе карточку, потому что пока не во всех странах можно оплачивать покупки телефоном или без карты», — рассказал эксперт. По словам руководителя филиала Visa, темпы роста электронной коммерции в РФ опережают среднемировые. «Мы видим, что в момент начала пандемии рост был лавинообразный — 20% год к году. И по итогам года цифра выглядит очень хорошо и опережает мировые тренды», — говорит г-н Бернер, дополнив, что в 2020 году в стране резко выросла и доля бесконтактных платежей — «на 70% с лишним». Владислав Утушкин, CEO TTM Bank: В целом я согласен с тем, что количество физических карт в пластике будет сокращаться и да, это произойдет во многом благодаря появлению других методов платежа и виртуальным картам. В ближайшие годы доля физических карт сократится из-за роста популярности таких систем как Apple Pay, Google Pay и других (тот же Сбербанк имеет аналогичную систему, которой через смартфон с NFC можно расплачиваться в магазинах, где принимаются банковские карты VISA и Mastercard). В то же время, я не думаю, что карты уйдут полностью. Для российского общества очень актуален вопрос доверия, точнее тотального недоверия всему и вся. Эти платежные системы, которые предполагают подключение банковской карты к аккаунту в смартфоне, у многих вызывают недоверие. Люди не знают, как работают системы, что там внутри в этой коробочке, и логично не готовы слепо доверять этим системам. Я знаю многих людей, которые сознательно не хотят их использовать. К тому же, есть еще одно неудобство, связанное с этими платежными системами — это концентрация всех существенных данных о жизни человека в одном смартфоне. Представьте, а если этот смартфон украдут? Человеку придется мало того что заниматься поиском телефона, восстанавливать сим-карту, но еще придется звонить в банки и сообщать о необходимости заблокировать привязанные карты. Еще раз — в российском обществе очень востребована приватность в финансах. Люди очень хотят найти инструменты, позволяющие им в полной мере владеть своими деньгами. Мы на своем примере, к сожалению, сталкивались с девальвацией, обесцениванием вкладов — поэтому доверия финансовых организациям очень низкое. Поэтому я думаю, что будет расти популярность платежных инструментов, аналогов банковских карт, пополняемых криптовалютами. Мурад Шихмагомедов, начальник управления развития продуктов и проектов Банка «Фридом Финанс»: В 2020 году в целом увеличился спрос на товары и услуги, которые клиенты могли бы получить дистанционно или с использованием безналичных платежей. Банки в этом вопросе исключением не стали и активно развивали свои цифровые сервисы, в том числе и в части карт. В период пандемии и вынужденной самоизоляции клиенты оценили удобство выпуска цифровой (виртуальной) карты, которая по своим характеристикам не уступает классической пластиковой карте, именно поэтому спрос на такой продукт вырос. Что касается использования цифровых карт, как отметили ранее, банки находятся в стадии перехода, поэтому продолжается процесс по оптимизации имеющихся ресурсов: к примеру, не во всех банкоматах есть возможность осуществления бесконтактных платежей. И это довольно большое поле, которое требует покрытия. Если сравнивать безопасность операций по картам, то по виртуальной карте она также достаточно высокая. При совершении платежей продавец получает зашифрованный ключ, в котором не отображаются конкретные данные по карте. К тому же, цифровую карту невозможно потерять, так как она хранится в вашем телефоне. Даже в случае кражи или его потери потребуется какое-то время на разблокировку. За это время можно успеть заблокировать доступ к денежным средствам. Переход на цифровой пластик в нашей стране только начинается и ещё не все свои действующие продукты клиенты могут перевести в digital-версии. Существуют и определенные требования к устройству, через которое цифровая карта выпускается, что для части клиентов может быть невыполнимым условием для приобретения такого продукта. Не все в нашей стране являются обладателем смартфона, который поддерживает такую функцию. Финансовая грамотность и привычки россиян тоже играют немалую роль в предпочтении использования традиционного «пластика», а не цифрового аналога. Открытие границ и возобновление международного туризма также сместит чашу весов в пользу классических карт. Далеко не все туристы подключают роуминг или используют SIM-карты с подключенным интернетом для совершения платежей с использованием гаджетов. Поэтому ожидать полного вытеснения пластика виртуальными картами в ближайшие несколько лет точно не стоит. Петр Карпов, Вице-Президент, Начальник управления по развитию кредитных и дебетовых карточных продуктов «Ренессанс Кредит»: Мы видим такой тренд, и предполагаем, что использование физических пластиковых карт будет и в дальнейшем сокращаться. Важно понимать, что речь идет не об отказе от карточной технологии, а о сокращении именно самого пластика. При этом уровень использования карт в розничном торговом обороте только растет. Это те же банковские карты, но встроенные в телефон. Уже сегодня возможность использования токенизированных мобильных кошельков с привязанными к ним картами есть практически в любой торговой точке и во многих банкоматах, и просто нет необходимости использовать где-то в рознице именно пластиковые карты. Виталий Дербеденев, генеральный директор компании «Финансовый и организационный консалтинг»: С мнением эксперта о том, что пластиковые карты довольно скоро будут заменены виртуальными картами согласен. Более того, считаю, что отказ от пластика скорее всего произойдет намного быстрее, чем через 10 лет. Можно даже предположить, что через 10 лет основным инструментом идентификации личности человека для оплаты уже станет сам человек: его лицо, радужка глаза, отпечаток пальца или голос. При этом никаких технических средств для списания средств со счета человеку носить с собой не понадобится. Виртуальная карта имеет ряд преимуществ перед пластиковой. В первую очередь это скорость оформления. Выпуск пластиковой карты занимает обычно несколько дней, а виртуальную карту можно использовать практически мгновенно. Виртуальную карту к тому же практически нельзя забыть, она всегда в устройстве, которое человек носит с собой постоянно. Безопасность использования виртуальной карты также выше, поскольку значительная часть преступлений, связанных с хищением средств с карты, происходит в результате хищения кошелька, в котором хранятся также и пин-коды от карт. Смартфон же люди обычно разблокируют с помощью отпечатка пальца, технологии Face ID или пин-кода, который постоянно используют и поэтому хорошо помнят. Вариант, что кто-то будет носить пин-код вместе с телефоном сложно представить. К тому же, выпуск пластиковой карты стоит денег, поэтому отказ от пластика немного снизит стоимость обслуживания. В пользу пластика играет привычка и невозможность расплатиться с использованием технологии NFC при помощи смартфона, умных часов или иного устройства, поддерживающего NFC в ряде стран. Однако со временем люди привыкнут к новым технологиям оплаты и привычные ранее методы станут нишевыми.
ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫАнатолий Песенников: Развитие Сбера на исторических территориях, поддержка и защита клиентов – основные задачи банка в этом году
|