
Туристы стали чаще путешествовать, но больше экономить на расходах в отпуске.
СберИндекс совместно с сервисом для планирования путешествий OneTwoTrip представили результаты анализа туристической активности за 2024 год и первый квартал 2025 года. Исследование показало, что россияне начали чаще путешествовать, однако одновременно сократили свои расходы во время поездок.
По итогам первого квартала текущего года, наиболее востребованными направлениями для туристов стали Москва (19,8% от общего объема внутреннего турпотока), Московская область (11%), Санкт-Петербург (5,9%), Краснодарский край (4,2%), Республика Татарстан (2,8%), Ленинградская область (2,8%), Свердловская область (2,4%), Ростовская область (2,2%), Ставропольский край (1,8%) и Новосибирская область (1,8%). Эти регионы также занимают лидирующие позиции в списке территорий-доноров, откуда туристы отправляются в путешествия. Интересно, что даже в низкий сезон (с января по апрель и с октября по декабрь) предпочтения туристов остаются практически неизменными: большинство выбирает те же направления, что и в летний период.
Константин Бугрим, управляющий Ростовским отделением Сбербанка, отметил: «В Ростовской области функционирует порядка 10 тысяч организаций в сфере гостеприимства, более половины которых являются клиентами нашего банка. Мы поддерживаем проекты различного масштаба, включая этнохуторы, глэмпинги и крупные курортные комплексы. Активно участвуем в государственных инициативах по поддержке туризма, внедряем цифровые сервисы и искусственный интеллект, разрабатываем уникальные продукты для продвижения туристических компаний, а также организуем обучающие мероприятия для всех участников отрасли. Мы наблюдаем положительные тенденции на рынке: туристический поток увеличился на 3%, в то время как средняя продолжительность пребывания туристов в Ростовской области составляет около 5 дней».
Анализ продемонстрировал, что российские туристы становятся более экономными, сокращая свои расходы во время поездок. В частности, в Ростовской области за I квартал 2025 года расходы путешественников уменьшились на 2%. При этом 80% расходов приходится на проживание и транспорт, а основную долю остальных затрат составляют расходы на кафе, рестораны и продуктовые магазины.
Аналитики подчеркивают, что россияне не стремятся заранее планировать внутренние путешествия: лишь каждый седьмой турист бронирует отели и билеты более чем за 30 дней до поездки. Однако в летний сезон наблюдается тенденция к более раннему планированию: доля железнодорожных билетов, приобретенных не позднее чем за 7 дней до поездки, составила 54% в 2024 году и возросла до 71% в первом квартале 2025 года.
В 2024 году и I квартале 2025 года большинство путешественников (67% и 71% соответственно) отправлялись в поездки в одиночку, около четверти — вдвоем, остальные — в группах из трех и более человек.
Татьяна Горяйнова, директор АНО «Агентство по туризму и деловым коммуникациям Ростовской области», подчеркнула: «Донской край привлекает туристов своей богатой историей, живописной природой и гостеприимством местных жителей. Здесь можно найти разнообразные варианты отдыха: от культурных и познавательных до научных и промышленных туров. В текущем году мы сосредоточим усилия на продвижении регионального бренда „Вольный Дон“ при помощи цифровых инструментов и событийного туризма. На одноименном портале в Интернете представлены маршруты по Ростовской области, а также информация о достопримечательностях и местах для активного отдыха и проживания туристов».