Таксисты вне закона СТАТЬИ | 28 май, 00:13
24 мая в третьем чтении Госдума приняла закон о запрете гражданам, судимым за тяжкие и особо тяжкие преступления, работать таксистами и водителями автобусов. Мы разобрались, насколько мера была обоснованной и правомерной.
Новый закон вводит запрет для работы водителями такси и автобусов гражданам с неснятой или непогашенной судимостью за совершение ряда тяжких и особо тяжких преступлений. Закон вступает в силу с 1 марта 2023 года.
Согласно новому закону, к работе в такси теперь не допускаются лица с неснятой или непогашенной судимостью за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, «а также преступления против общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества, относящиеся в соответствии с УК РФ к преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким преступлениям». При непредставлении работодателю справки об отсутствии судимости, согласно закону, трудовые договоры подлежат расторжению. Закон также распространяется на граждан стран-членов ЕАЭС (Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии). Права и свободы Оксана Васильева, к. ю. н., доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, считает, что подобный законопроект не является нарушениям свобод человека. «Скорее, это просто ограничение права. Согласно ст. 55 Конституции РФ, „права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства“», — уточняет Васильева. Константин Ерохин, адвокат, партнер коллегии адвокатов «Джей Энд Эс Лигал Каунселз Энд Трастиз» уверен, что это вопрос о том, не нарушает ли закон чьих-то прав, должен быть адресован в первую очередь к Конституционному Суду. «Если речь идет о погашенной судимости — конечно, такой запрет ущемляет права граждан, и фактически стигматизирует большую часть граждан, для которых такси — один из немногих видов заработка», — комментирует эксперт, уточняя, что считает компромиссным вариантом введение определенного срока, в течение которого люди с подобным прошлым не смогут работать в такси, или введение определенной психологической или психиатрической терапии, работы с гневом и т. д. «Но, все-таки, полный запрет, наверное, неприемлем. Все понимают, что убийство может быть совершено, например, в состоянии аффекта, из ревности, в целях самообороны. Мне кажется, что эффективнее было бы вводить для водителей ежемесячное психологическое тестирование, проверку на употребление алкоголя и психотропных веществ, а также иные подобные профилактические мероприятия», — говорит Константин Ерохин, подчеркивая, что в России большинство таксистов — это приезжие из стран СНГ, в подобной ситуации проверка их криминального прошлого затруднена. Соответственно, это отразится на эффективности принимаемых мер. Актуально или как всегда Оксана Васильева считает, что данный закон актуален, аргументируя свою позицию тем, что прежде всего он гарантирует безопасность для пассажиров, в основном тех, что не способны постоять за себя (дети, пожилые и т.д). «Во-вторых, к сожалению, наша уголовно-исполнительная система далеко не идеальна, так как она не исправляет преступников, а, наоборот, усугубляет их положение. Сегодня много преступлений совершается рецидивистами. В-третьих, таксистами не смогут быть лица, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений — преступлений наиболее опасных для общества и государства, преступлений, который несут в себе наибольший вред социуму. В-четвертых, как указано в письме Минтранса, наблюдается рост преступлений, совершенных из хулиганства и желания удовлетворить физиологические потребности», — дополняет Васильева, подчеркивая, что тяжкие и особо тяжкие преступления — это убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, похищение и т. д., именно те преступления, которые направлены против свободы и неприкосновенности личности. Что изменится на рынке «Думаю, можно будет ожидать снижения количества водителей. Все-таки таксистами работают сегодня преимущественно мигранты. К сожалению, именно мигранты в большинстве случаев совершают преступления», — считает доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Оксана Васильева, отметив, что сегодня нередким явлением стала работа мигрантов по поддельным документам или документам своих родственников. Адвокат Константин Ерохин возражает, он уверен, что, учитывая объемы рынка и его этнический состав, подобная инициатива особенно на нем не отразится. «Но, конечно, количество преступлений, совершаемых таксистами, должно снизиться. Также можно говорить о превентивном эффекте данных мер — многие, вероятно, будут воздерживаться от каких-либо противоправных действий, понимая, что могут навсегда потерять свой заработок», — резюмирует Ерохин. Запрет суров, но он не полон Оксана Васильева уверена, что сегодня есть определенные категории граждан, которых также можно исключить из списков претендентов на должность водителей такси. «Так, можно поднять вопрос о мигрантах. К сожалению, сегодня для России это особо сложный вопрос. Во-первых, много мигрантов пребывают в России нелегально, вступают в фиктивные браки и имеют фиктивную прописку. Во-вторых, большинство из них отправляет заработанные деньги домой, в другие государства. На данный момент экономическая обстановка далеко не самая лучшая. И зачем России поддерживать отток капитала в другие государства, способствовать вывозу денег в другие страны? В-третьих, как я уже говорила, среди мигрантов высокая преступность. Более того, они образуют этнические группировки и могут даже лоббировать свои интересы на государственном уровне. В-четвертых, мигранты демпингуют рынок труда, лишая работы коренное население России, ведь они готовы работать за маленькую зарплату», — прокомментировала Васильева, указав на то, что также можно не допускать к работе в такси и тех лиц, которые привлекались к уголовной ответственности за нарушение ПДД. «Необходим и критерий минимального водительского стажа, отсеивающего неопытных водителей. Можно запретить быть таксистам тем водителям, которые неоднократно лишались водительских прав», — говорит Оксана Васильева. Если выбирать таксистов, то как? Оксана Васильева выделяет в качестве критериев отбора будущих водителей такси такие важные пункты как: наличие гражданства РФ, водительский стаж более 3-5 лет, прохождение ТО транспорта, прохождение собеседования, включая тестирование с психологом, прохождение тестирования на знание ПДД. Как прокомментировал общественный деятель Фёдор Голубев, по вине таксистов в 2021 году было совершено 2518 ДТП, в которых погибло 131 и ранено 3081 человек. «Нас в первую очередь интересует, чтобы водители такси были трезвыми. В идеале, водители должны реально проходить предрейсовый медицинский осмотр или на автомобилях такси должен быть установлен алкозамок. Будет нелишним на регулярной основе проверять водителей на употребление наркотиков. Также в такси обязательно должна быть установлена камера видеонаблюдения, как для безопасности пассажира, так и водителя. Часто бывает, что за рулём сидит совсем не тот человек, который указан. Поэтому те, кому будет запрещено работать в такси, будут оформлять все документы на „чистого“ знакомого, а ездить будут сами. Камера с распознаванием лиц могла бы решить такой вопрос», — комментирует Фёдор Голубев. Константин Ерохин, адвокат, партнер коллегии адвокатов «Джей Энд Эс Лигал Каунселз Энд Трастиз», также уверен, что этому вопросу необходимо уделять особое внимание. «Думаю, нужно вводить ряд вступительных тестовых заданий, которые проверят готовность человека к профессии. Во-первых — знание города, в котором он планирует работать. Во-вторых — умение свободно изъясняться на русском языке. В-третьих, периодические психологические и психиатрические проверки, тестирование на употребление психоактивных веществ и алкоголя», — говорит эксперт, уточняя, что было бы актуальным и введение системы временного лишения права заниматься деятельностью, например, в случае большого количества жалоб, систематического нарушения ПДД, административных штрафов за ряд правонарушений — например, грубое нарушение ПДД, нахождение в общественных местах в нетрезвом виде, хулиганство, оскорбление и т. д. Богдан Смородин
ДРУГИЕ НОВОСТИ
|
СПЕЦПРОЕКТЫДетали. Разбираемся в исламском финансировании
|